Ответ В. Мацкевичу в 2008 год

        Недавно (в ноябре 2016 года) на сайте Летучего Университета была опубликована статья В. Мацкевича «Зачем нам философия и что с ней делать?». Статья впервые была опубликована в «Живом Журнале» 28 апреля 2008 года и вошла в книгу “Не думайте о рыжем и слепом утконосе” (сборник статей В.В.Мацкевича, опубликован в 2011 г.). Но всё-таки первоначальная публикация – 2008 год. Стало быть десятилетний юбилей. Можно и подводить итоги.

  1. Философия. Между жизнью и смертью.

Для начала отбрасываем пространные рассуждения мастера (а я считаю В. Мацкевича мастером – слова, мысли, методологии или философии – не важно. Главное – мы, люди, его читаем и слу-шаем) о жизни  и смерти. Тут всё понятно и без долгих рассуждений. И в 2008 году, и в 2018 го-ду в Беларуси – сонное царство, анабиоз! 

Десять лет спячки или анабиоза – это знаете ли, срок ….

Пришло ли время просыпаться? Я думаю, что да. И мастер так думал в 2008 году. Процитируем: «Есть ли такая область знания, к которой нужно обращаться в таких запу-щенных случаях? Я думаю, есть. Это философия

Теперь остановимся и порассуждаем. Прокрутим в голове эти десять лет, покрутим головой по сторонам и оглядим окрестности. За десять лет столько произошло – и пейзаж изменился! При-чём, сильно изменился. Поэтому мастер вновь обратился к своему тексту десятилетней давности, потому что он понимает – пора выходить из анабиоза. Десть лет проспали.

Процитируем: «Беларуси, находящейся между жизнью и смертью, нужна беларусская фи-лософия. О ней – о беларусской философии – я попробую порассуждать

         Сразу же возникает вопрос с определением. А что такое «философия». И тут нам придётся обратиться к опыту соседей. А именно Украины. Вот там анабиоз закономерно закончился кризисом. Причём тотальным – до кровищи, до трупов, до потери части территории, короче, до гражданской войны. К моему удивлению, за те же примерно 10 лет, мировоззрение моих друзей и сослуживцев (а их там, в Украине – более десятка), кардинально поменялось. Чаще в противоположные стороны. Например, кто был в 2005 году националистом, в 2014 году стал коммунистом! Вот до чего анабиоз может довести ….

        И вот представьте себе, в этой Украине, раздираемой кризисом изнутри и враждебными действиями одной соседней державы снаружи – наступил подлинный расцвет Философии!

        Специально пишу с большой буквы. Это есть закономерность – как только кризис – сразу возрастает роль философии! Почему? Да потому, что только философия может разобраться в причинах кризиса, оценить последствия кризиса, и найти выход из этого кризиса. Поэтому сегодня в Украине к философам прислушиваются. Их там, философов, несколько десятков, но наиболее известные: Алексей Арестович, Андрей Баумейстер, Олег Хома, Николай Бесхмельницын. Их лекции и беседы размещаются на Ютубе и собирают тысячи слушателей в аудиториях и зрителей в интернете. Античная философия, Возрождение, стоицизм, Просвещение, метафизика сознания, философия Гегеля и т.д – неполный перечень философских течений, философской мысли, разбираемых украинскими философами. Можно заслушаться, настолько это интересно и познавательно …..

         Украинский философ Андрей Баумайстер дал определение философии:

Философия – видовая цель деятельности человека – познание самого себя, окружающего мира и окружающих людей.

          Прекрасное определение, закономерно перетекающее в краткое резюме собственно смысла философии и описывающее вид деятельности философа: «Умение ставить вопросы».   

Тоже определение А.Баумайстера. Я могу смело брать это определение за основу своих рассуж-дений. Потому как философское осмысление жизни я встречаю у разных людей из разных сфер жизнедеятельности. От государственных чиновников до собственных наёмных работников. От сантехника и до академика. Ну прямо-таки сплошь все философы. Но не все!

  1. Философы. Для людей или для «народного хозяйства»?

Кого же в Беларуси можно считать философами? Кому мы, беларусы, доверим поиск выхода из кризиса, ещё не наступившем, но уже видным невооружённым глазом. На дворе не 2008 год, но уже 2018-й.

      Можно ли считать мастера В.Мацкевича философом? Можно! Во-первых – по определению. Во-вторых – он сам себя считает философом. Трудно не согласиться. В-третьих – у  мастера высшее образование. Представляю, сколько ему пришлось перечитать классиков марксизма-ленинизма, если он до сих пор пользуется архаичными коммунистическими терминами – «народное хозяйство», например. В Ленинграде, «колыбели» октябрьской революции (и почему её не придушили прямо в колыбели?) марксизм-ленинизм насаждался особенно рьяно! И в четвёртых – есть люди, которые считают В. Мацкевича философом. Я также считаю его философом.

     А вот, например, Лев Кривицкий и Павел Барковский, они философы? Разумеется, да. Во-первых – по определению. Во-вторых – они сами себя считает философами. В-третьих – у них   высшее образование, да к тому же философское, и плюс учёная степень по философии. Коммунисты готовили их для обоснования верности марксистского учения. И хорошо готовили. И в четвёртых – есть люди, которые считают Л. Кривицкого и П.Барковского  философами.

      Возьмём спорный случай. Например, Олег Дзярнович, руководитель школы ВКЛ. Он фило-соф? Я вот думаю, что да! Во-первых – по определению. Во вторых – у него высшее образова-ние, хоть и историческое, да к тому же и учёная степень есть по истории. И самое главное, О.Дзярнович – один из авторов монографии «Сны о Византии». И эта монография – великолепное философское исследование разницы мировоззрений католической Европы и православной Византии, а также влияние византийского менталитета людей на государственное устройство тех стран, которые пользовались в той или иной степени византийским культурным наследием. Прежде всего речь в монографии идёт о Беларуси, Украине и Молдове. В монографии – и это очень важно – раскрывается, почему мы, беларусы, пока ещё не Европа. И главное – что надо делать, чтобы стать Европой в полном смысле этого понятия. Это ли не цель беларусской фи-лософии?! Я вот считаю О.Дзярновича беларусским философом. Это в третьих. Не знаю, считает ли себя О.Дзярнович философом. Думаю, что в глубине души таки да, считает. Но мне это уже не важно. О.Дзярнович – философ.

      Шокирующий вопрос – а могу ли я, Олег Витень, считать себя философом. Могу! Во-первых – по определению. Во вторых – у меня высшее образование. И хоть это образование я по-лучил в БГУ на факультете радиофизики и электроники, марксистско-ленинскую философию я пять лет прилежно изучал и на госэкзаменах по научному коммунизму получил заслуженную четвёрку. А уж всякой литературы по философии прочёл – не меньше В.Мацкевича и П.Барковского. Во было время! В-третьих – я сам себя считаю философом. Хотя бы потому, что яв-ляюсь приверженцем (или носителем, если угодно) философской концепции «Философія быцця». Беларусской философской концепции. И в четвёртых, философом меня считает моя жена! Так и говорит мне – “философ ты, х … нов!”

      В Летучем университете есть много людей, которых можно считать беларусским философами. Вот за что надо сказать спасибо мастеру! Летучий университет – самое лучшее на сегодня-шний день творение Мастера.

      Итак, беларусских философов мы имеем, и место, где они тусуются, тоже имеем. Теперь, следуя за рассуждениями мастера, выясним “чьи же потребности удовлетворяет философия и в чем эти потребности состоят?”.

      Если отбросить шутку мастера про «народное хозяйство», то совершенно ясно, что филосо-фия нужна людям. По определению. Познание закономерностей окружающего мира и своего собственного  человеческого предназначения – то есть умение задавать вопросы и самому ис-кать ответы на эти вопросы – это свойства человека. Любого. В том числе и беларуса. Но ведь не всех можно считать философами. Некоторые люди просто «философствуют» в разных жи-тейских ситуациях. Обыватели не ведут целенаправленной умственной работы по осмыслению окружающей жизни, да и своей собственной. Среди моих наёмных работников есть субъекты, которым если с утра пинка под зад не дать, так они и имя своё не вспомнят! Но поскольку эти самые обыватели  нуждаются в философии (которую они могут считать «идеологией»!), а сами они не имеют способностей к философскому мышлению, то им просто необходимы философы. «Зачем человеку разбираться в различных учениях, если есть …..», тут я прерываю цитату мас-тера, и вставляю свою мысль, «беларусские философы». Напишем эту фразу целиком:      

  1. «Зачем обычному человеку, обывателю, разбираться в различных учениях, если есть для этого беларусские философы»

Философ – это не профессия. Зарплату философу не платят. Это «преподаватель философии» – профессия. Философ – это состояние души и ума. И его предназначение. По определению. Поэтому В.Мацкевич может подписывать свои статьи и книги: «методолог, философ», «экономист, философ» или «политолог, философ». И это не вызовет возражения или сомнения. Точно также О. Дзярнович может подписывать свои статьи: «историк, философ». А я свои жалобы в органы госуправления могу подписывать «бизнесмен, философ». А вот Л.Кривицкий и П. Барковский могут подписываться только скромненько «философ»! Ну, так им и надо!

     Таким образом, мы логически подошли к главному выводу моей «рефлексии» (вот уж дурац-кое слово) – в Беларуси есть философы, и это элита беларусского социума. Беларусский социум нуждается в философии. Потому как изменять условия собственной жизни беларусам придётся. Чтобы не деградировать окончательно в летаргическом сне. А вот как изменять, и во что изменять – это должны думать беларусские философы. То есть мы с вами, дорогой Леонид Иль .., тьфу! Владимир Владимирович! Я думаю, для этого вы Летучий университет и создали.

     В обсуждаемой мною статье мастер указывает на свойство философов критически отно-ситься к окружающему миру, к людям, с их поступками и к мышлению. Но философия не только критика и «техника проверки очевидных истин». Философ ещё ставит вопросы правильно! И не только ставит правильные вопросы, но и ищет на них ответы. И потом эти ответы для остальных людей становятся Истиной! Или догмой, если хотите. И если эти истины срабатывают, то есть люди и жизнь, и их мировоззрение, а стало быть и миропорядок в отдельно взятой стране, меняются в лучшую сторону – вот тогда и философия оправдывает философов. И показывает их необходимость. В отдельно взятой стране.   

     И что же надо делать и о чём думать? Для этого надо собираться вместе (и вы знаете в каком!) и вести диалог. Именно в диалоге мы и найдём пути, по которым поведём их, выводя из надвигающегося кризиса. Жизнь – это не игра!