Зачем люди рассуждают о том, чего нельзя знать?

Я знаю, что такое национальная валюта, но не знаю, что такое национальный характер.

Я знаю, что такое национальный банк, национальный аэропорт, национальная академия наук. Но я не знаю, что такое национальная наука.

Но это ничего бы особенного не значило, если бы не одно обстоятельство. Попробую его обозначить.

Не один я знаю, что такое национальная валюта. Это ЗНАЮТ почти все в стране, и очень многие вполне квалифицированно и умело обращаются с тем, что знают — с национальной валютой.

Про национальный характер можно утверждать то же самое.

Не один я не знаю, что такое национальный характер, НИКТО этого НЕ ЗНАЕТ. Никто не знает, но многие рассуждают. Рассуждают, спорят, отстаивают что-то, что-то опровергают. То есть, ведут себя так, как будто бы что-то знают.

А об этом ничего знать нельзя. Мнение иметь можно, а знать — нельзя.

Хотя бы в том виде знания, как мы почти все знаем про национальную валюту.

Валюту можно обменять, потратить, вложить, девальвировать. Можно даже уничтожить, если быть дураком и согласиться на единую валюту в “Союзном государстве”.

А что можно сделать с национальным характером? Ничего. Можно обозвать национальный характер национальным менталитетом. Или генетическим кодом. По-разному можно обзывать то, чего нет, что является всего лишь предметом спекуляций и фантазий.

Именно потому, что такие вещи есть всего лишь спекулятивный фантом, об этом многие готовы судить, рядить, спорить, писать статьи, диссертации, декларации и прочее.

Эти понятия — пустышки, даже не симулякры, а “слова-ласки”, как это Хайек называл.

Ну, ладно, национальная валюта — это то, что есть, а национальный характер — то, чего нет.

Но есть еще некоторые слова, которые употребляются с прилагательным “национальный”. Например, национальная идея.

Что такое национальная идея? Она больше похожа на национальную валюту или на национальный характер?

Что можно делать с национальной идеей?

Можно послать людей на смерть за национальную идею. Это кое-что.

За национальный характер никто умирать не пойдет, а за национальную идею кое-кто готов умереть. То есть, упрощая, можно сказать, что есть люди, готовые обменять (не так, как валюту, но все же) жизнь на идею.

Но именно, в силу возможности конвертировать национальную идею в смерть национальных героев, нельзя к национальной идее относиться несерьезно.

Однако с национальным характером национальную идею роднит то, что это фикции. И характер — фикция, и идея — фикция.

Только про национальный характер кое-кто как бы что-то знает.

А в национальную идею кто-то как бы верит. Ну или не верит.

Национальный характер и менталитет — предмет спекуляций, резонерства и демагогии.

Национальная идея — предмет манипуляций и той же демагогии.

Спекуляции и резонерство, вроде бы. безобидны, пока не начинают служить манипуляции и политической демагогии.

Ну а как только начинается манипуляция, тут все идет в ход: самые абстрактные спекуляции, самое примитивное резонерство, самая рафинированная демагогия.

И в ядре всего этого имя существительное, от которого образовано прилагательное “национальный (-ая, -ое)” — нация.

Никто и никогда не станет искать определение понятия “нация” без задней мысли, без прагматики.

Если кто-то ищет формулировку понятия “нация”, значит, ему это зачем-то нужно.

Зачем?

Есть несколько прагматичных версий, зачем кому-то понадобилось определение или формулировка понятия “нация”. Как и все, что относится к прагматике, это имеет морально этическое измерение:

  1. (+) Поиск истины.Да, могу допустить, что существуют такие объективистски заряженные исследователи, кто разбирается с понятиями ради установления истины. Но тут нужно разбираться с методологией. А это мало кому интересно и доступно.
  2. (+/–) Поиск инструментов для политического манипулирования массами.Тут ясная прагматика. Одни политики и идеологи пытаются манипулировать массами с благородными целями, другие — с низкими. В период общественно-политических кризисов этого избежать никак нельзя, все политики делятся на хороших и плохих парней.
  3. (–) Чисто психологическое манипулирование.Один человек требует от другого определения того, что не подлежит определению, чтобы поймать его на противоречиях и ошибках и показать, что тот дурак, пристроиться сверху.

И самый распространенный тип негативного определения понятия “нация” — это эксклюзивная манипуляция, т.е. реализация чувства исключительности, превосходства. С помощью таких определений некая часть людей исключается из нации, чтобы лелеять в себе чувство превосходства или “национальной гордости”. Исключают “пятую колонну”, непатриотов, инородцев, инакомыслящих, людей с неправильным акцентом, не разделяющих некую идеологию, верящих не в тех богов и т.д.

Все определения понятия “нация” формулируются в этих трех прагматических пространствах.

А поскольку невозможно не пользоваться категориями:

  • национальная академия наук;
  • национальный банк;
  • национальный конкурс/премия;
  • член Организации объединенных наций;
  • национальная трагедия и т.д.,

— то нужно хоть какой-то смысл вкладывать и в имя существительное “нация”.

И лучше всего самый формальный.

Так вот, нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом.

Беларусская нация — это множество людей, в паспортах которых написано “гражданин Республики Беларусь”.

Все остальное — от лукавого. Манипуляция, демагогия, резонерство и спекуляции.

***

Я — беларус беларусского происхождения.

Михаил Володин — беларус еврейского происхождения.

Олег Трусов — беларус русского происхождения.

Андрей Ким — беларус корейского происхождения.

Юрий Алиев — беларус азербайджанского происхождения.

Арамаис Миракян — беларус армянского происхождения.

Андрусь Такинданг — беларус чадского происхождения.

Арсений Сивицкий — беларус татарского происхождения.

Мы все — представители одной беларусской нации, самого разного происхождения.

Мое происхождение не дает мне никаких преимуществ и привилегий. И не делает меня большим беларусом, чем все перечисленные и еще многие, кого я не назвал: поляки, немцы, украинцы, мордвины, чеченцы, пуштуны, осетины…

Если вдруг случится референдум о вхождении Беларуси в состав России, я уверен, что названные мною беларусы разного происхождения проголосуют за независимость нации, страны и суверенитет государства.

Эти люди проголосуют как граждане и представители одной беларусской нации. И еще многие и многие беларусы самого разного происхождения.

Но будут и другие, кто проголосует за аншлюс. И среди этих других могут быть беларусы самого беларусского происхождения, с самой чистой кровью, геномом и наследственностью.

Разруха в головах не зависит от крови и наследственности. И порядок в голове не зависит от крови и наследственности.

Порядок в голове — это понятия и категории, это называние вещей своими именами, это — порядок, а не бардак.

Суверенитет беларусской нации в руках каждого гражданина Республики Беларусь, у которого есть соответствующий паспорт.

Все граждане Республики Беларусь имеют право голоса на референдуме, независимо от происхождения. Голосовать будут полешуки, пинчуки, ятвяги, литвины, гуды, цыгане, евреи, русские-староверы, отставные военные, министр внутренних дел осетинского происхождения — все-все-все.

И то, как все-все-все граждане будут голосовать, зависит не от их происхождения, а от того, что они думают и как думают. От того, порядок ли в их голове или разруха.

Если Бог решит покарать Беларусь, он лишит беларусов разума. А для Него нет ни иудея, ни эллина, ни православного, ни адвентиста, ни беларуса, ни татарина.

Он лишит разума не по цвету кожи, не по разрезу глаз, не по форме носа, а по паспорту — граждан, имеющих право голоса.

Нас объединяет не кровь, не происхождение, а гражданство и членство в нации. И судьба нации зависит от нашей разумности.

Опубликовано в ФБ, 16 июня 2019 г.

ЛЯТУЧЫ ЎНІВЕРСІТЭТ — гэта некамерцыйная ініцыятыва, дзе любы жадаючы можа навучацца бясплатна.
Але гэтага ўсяго не было б без падтрымкі неабыякавых.
Читайте также
Напішыце каментар