Гуманитарное сопротивление тотальности войны

30 кастрычніка 2017

Конференция «Логос и патос: гуманитарная рефлексия в условиях войны» прошла в эти выходные в Минске. Интеллектуалы и гуманитарии из Беларуси, России, Украины, Литвы на протяжении двух дней пытались осмыслить специфику современной войны и найти альтернативу милитаризации мышления и повседневности в нашем регионе.

Доклады и дискуссии, посвященные осмыслению разных аспектов войны из разных дисциплинарных и парадигматических перспектив, так или иначе центрировались вокруг нескольких значимых тем, точек напряжения.

Пространство современной войны и ее локализация.

Конференция началась с двух радикальных тезисов, заявленных докладчиками первого пленарного заседания. Профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Валерия Кораблева, проанализировав размывание границ между рядом понятий и концептов, задающих возможность рационального осмысления мира (демократия/авторитаризм, правда/ложь, война/мир, норма/патология), обозначила необходимость нахождения новых концептов и нового языка, задающего ориентиры для гуманитарной рефлексии.

Валерия Кораблева

 

Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич, развивая свой тезис о консциентальной войне,  в качестве пространства главной войны современности обозначил человеческое сознание, а в качестве цели – насаждение определенной картины мира. Именно это понимание, как и масштабность эффектов медиатизации военных конфликтов, возвращает нас к вопросу о тотальности войны. Казалось, что Вторая мировая закрыла этот вопрос навсегда, но сегодня мы снова сталкиваемся с этой тотальностью. Милитаризация медиапространства, быстрота и вирусность распространения аффектов войны, адресность и технологичность современной пропаганды позволяет на базе локальных военных конфликтов разворачивать глобальную консциентальную и информационную войну. При этом включенность массы людей в ситуацию войны через медийную сопричастность приводит к рутинизации насилия, исчезновению координат начала и конца войны, победы и поражения, делает состояние войны просто еще одной стороной повседневной жизни, а значит, в некотором смысле, нормой.

Владимир Мацкевич

 

Осмысленность и целерациональность современных войн.

Наличие или отсутствие смысла в войнах нашего времени стало еще одной проблемной точкой дискуссий. Гуманистический пафос и примат ценности человеческой жизни заставляет нас относиться к войне как к принципиально неприемлемому способу достижения целей, и это, безусловно, одно из цивилизационных достижений. Однако, завороженные этим ценностным ориентиром, от постулирования бессмысленности жертв мы переходим к утверждению о бессмысленности войны, теряя таким образом рациональное отношение к происходящему. А между тем, как бы не менялись орудия войны, как бы не глобализировалась ее масштабы и какие бы гибридные формы она не принимала, есть те, кто развязывает войны, и есть те, кто вынужден защищаться, или оказывается втянут в войну против своей воли. Невозможно что-либо понять в современной войне, не определяя и не разбираясь с целями и смыслом действий участников военных действий.

Место гуманитарной рефлексии и востребованность гуманитарного знания в условиях войны.

Если не профанировать вопрос «Есть ли место гуманитарной рефлексии во время войны» ответами типа «Какая уж тут рефлексия, когда в тебя стреляют», то необходимость рационализации, осмысления и преодоления нерефлексивных, аффективных, реактивных практик кажется самоочевидной. Основной проблемой для участников конференции стал поиск способов ответа, механизмов и каналов, с помощью которых логос может восторжествовать или скорректировать господствующий на сегодняшний день патос. Один из ключевых тезисов доклада профессора философии Европейского гуманитарного университета Татьяны Щитцовой состоял в том, что противостоять пропаганде, основанной на аффективной манипуляции, может только аффект же, облеченный в определенную политическую, культурную, символическую форму. Логичным продолжением этого тезиса стал следующий: гуманитарная рефлексия может выполнить свою задачу только тогда, когда она сосредоточена на своем же патосе. Поиск языка и адекватной формы трансляции эмоционального переживания рационально осмысленного опыта войны – вот основная задача гуманитариев и интеллектуалов сегодня.

Татьяна Щитцова

 

Основные направления «гуманитарного сопротивления», которые обозначились во время дискуссий, можно свести к следующему:

Производство нюансированного мнения и оценки актуальных событий, акцентирующих гуманитарные аспекты, не позволяющих редуцировать сложные отношений и явления до фреймированных и примитивных форм;

Борьба с дегуманизацией во всех ее проявлениях, с ярлыками и стигмами, разоформление вербальных и визуальных способов дегуманизации жертв войны, превращения «иного» во «врага»;

Преодоление существующих трендов в наличной «экономике внимания», когда производство медийного контента определяется его «кликабельностью», что приводит к возгонке аффективности и игре на поле иррациональности;

Преодоление господства постправды, установок «у каждого своя правда» и отождествления неполноты доступной человеку или сообществу истины с ее отсутствием, смешения фактов и интерпретаций, мнений и суждений.

Участники дискуссии “Гуманитарная рефлексия в условиях войны”: Андрей Горных, Валерия Кораблева, Илья Тарасов, Алексей Ластовский, Татьяна Водолажская

________________________________________________________________

Конференция «Логос и патос: Гуманитарная рефлексия в условиях войны»  прошла в Минске  28 – 29 октября 2017 г. В оргкомитет конференции вошли: Международная ассоциация гуманитариевЕвропейский гуманитарный университет (Вильнюс), Летучий университет (Минск), Центр междисциплинарных гуманитарных исследований (Минск), Институт «Палітычная сфера» (Минск-Вильнюс). С программой конференции можно ознакомиться здесь.

Персоны:
Падзеі: