Государство как мобильное приложение

04 мая 2018

Эстонию сегодня называют «цифровой нацией», «самым современным цифровым государством в мире», перечисляют инновации, которые эта маленькая страна рискнула реализовать: первые в мире национальные выборы через интернет (2005), первая электронная перепись (2012), цифровое гражданство для иностранцев (2014)…

Портал e-Estonia утверждает, что сегодня в стране «99% общественных услуг доступны онлайн 24/7. Электронные услуги невозможны только для браков, разводов и сделок с недвижимостью – вам все-таки придется выбраться из дома для их осуществления».

О том, что важно помнить, развивая электронные услуги, и о перспективах развития e-governance на минском форуме «Место встречи: Будущее» рассказала Мари Педак, старший эксперт e-Governance Academy.

E-Estonia: что это дает гражданам и государству.

Мари говорит, что жизнь в цифровом обществе – уже обычный образ жизни для Эстонии, хотя 17 лет назад, когда Эстония запускала масштабную программу дигитализации, ее «пионерам» было нелегко. Мари вспоминает нападки эстонских медиа в период подготовки перехода на ID-карты. Первые три года ушли на построение инфраструктуры, которую нельзя было использовать до завершения процесса, и эстонские СМИ были полны саркастических выпадов на тему «какие прекрасные ID-карты сделало наше правительство, ими так удобно чистить стекла автомобилей зимой». Однако сегодня эстонским гражданам (а с 2014 года не только им) доступны полторы тысячи электронных услуг в разных сферах, и количество скептиков значительно сократилось.

«Узкое место», с которого начиналось движение к электронным услугам еще в начале 90-х в постсоветской Эстонии – взаимодействие с государственной системой, когда для решения почти любого вопроса человек вынужден обойти целый набор структур и кабинетов. «В некоторых странах эта проблема решалась через введение принципа общения с одним чиновником вместо нескольких, – говорит Мари, – но мы сразу «перепрыгнули» этот этап, и чиновника заменил компьютер».

Преимущества развитой системы электронных услуг легко выражаются в цифрах, хотя это не единственное измерение. Зато самое наглядное.

Экономия времени. На осуществление электронной государственной услуги в среднем тратится в 7-10 раз меньше времени, чем на ту же услугу в оффлайн-режиме.

Экономия денег. Соотношение стоимости оказания электронной услуги к обычной – 1 к 100.

Предупреждение коррупции. Поскольку «компьютер не берет денег», коррупция из процесса оказания государственных услуг исключается почти автоматически. В списке стран по индексу восприятия коррупции Эстония по итогам 2017 года занимает 21-ю позицию, имея постоянную положительную динамику (и лучшее место среди стран Восточной Европы и постсоветских стран).

Сегодня 99% эстонских граждан имеют ID-карты, активно используют их 60-70%, что совсем немало. Кроме развития электронных услуг в своей стране, Эстония активно участвует в развитии глобального цифорового общества. В 2002 году совместными усилиями ПРООН, Института открытого общества и правительства Эстонии была создана Академия электронного управления (e-Governance Academy) – некоммерческая организация, которая работает с развитием открытых цифровых обществ во всем мире. На основе этого опыта Мари рассуждает о том, что важно учитывать, если вы хотите постоить действительно эффективную систему, а не просто перевести документооборот с бумажного носителя на электронный.

Доверие, доступность и технологичность – «три кита» электронного управления.

Доверие – одна из важнейших составляющих системы e-Governance. У человека всегда должен оставаться выбор: получить услугу обычным образом или электронным, и для того, чтобы этот выбор был сделан в пользу онлайн-взаимодействия, система должна иметь высокий кредит доверия.

Очевидный вопрос, который здесь возникает – защита данных и возможность контроля их использования. На самом деле, утверждает Мари, бумажные архивы легче использовать «в корыстных целях», чем цифровые – потому что в цифровых реестрах всегда остается след, если ими кто-то пользовался. Поэтому при хорошо выстроенной технологической системе от взлома и воровства можно застраховаться. А вот вопрос использования и контроля данных требует уже не только технологических, но и серьезных правовых решений, и гарантий их исполнения.

Выступление Мари Педак на форуме

Принципы, на которых строится эстонское электронное управление, просты, но непреложны.

  • Граждане должны отдать свои данные только один раз, не должно быть никакого дублирования данных. Человек должен быть владельцем своих данных, он должен иметь возможность проверить, кто имел доступ к его данным.
  • Данные используются только в тех целях, для которых гражданин их отдал. Государство может использовать эти данные только тогда, когда для этого есть законная основа. И есть данные, на которые не может быть распространена никакая государственная необходимость – например, медицинские, к которым в Эстонии относятся очень и очень осторожно.
  • Человек может давать разрешение на использование своих данных, и многие фирмы и предприятия этим пользуются, но только с письменного согласия владельца данных.

Еще один краеугольный камень работающей системы государственных услуг – доступность. И вопрос не только в технической инфраструктуре (доступе к сети интернет или мобильной связи), но и в компетенциях граждан, и в простоте технологических решений, которые облегчают возможность использования онлайн-услуг, а значит – расширяют круг пользователей.

Ну, и конечно, технологичность, которая призвана обеспечить выполнение всех требований, закладываемых в систему. Мари называет четыре компонента инфраструктуры, без которых нет и не может быть электронного правительства. Это цифровая информация, доступ, обмен данных и система аутентификации. Система XRoad, созданная в Эстонии, является ее своеобразной «торговой маркой».

Неудивительно, что эстонцы активно рекомендуют свою разработку другим странам.

Принципы, на которых построена система X-Road:

  • Децентрализованная архитектура;
  • Отсутствие единой точки отказа;
  • Защита персональных данных;
  • Юридическое значение запроса и ответа.

Однако эти принципы – не «рецепт», пригодный для всех. Вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем строить свою систему электронного управления, много. Иногда кажется, что они носят чисто технический характер, однако это не так.

Например, как обеспечивать интероперабельность между разными реестрами – централизованно, через один шлюз, или через соединение «один-к одному»? Если вы выбираете централизованную систему – это значит, что кто-то может проверять все данные, и кроме того, систему можно уничтожить, уничтожив этот шлюз. Эстония использует децентрализацию и общение между собственником данных и провайдером услуг, но разные страны решают этот вопрос по-разному.

Еще вопрос: защищать данные или каналы? Эстонское правительство защищает данные, а не каналы, потому что считает, что войти в канал легче, чем открыть криптованные данные, однако это тоже момент выбора.

Очень важный вопрос в этой области – это идентификация пользователя, цифровая идентичность. За старой шуткой Питера Штайнера стоит совсем нешуточная проблема.

В Эстонии с 2002 года используют ID-карты, и не было случая, чтобы чей-то идентитет был украден. В 2007 году Эстония стала развивать мобильный идентитет, последнее новшество – смарт-ID, который уже не требует SIM-карты для взаимодействия.

Что здесь важно, возвращаясь к вопросу доступности – чтобы технологические решения учитывали культурную и политическую ситуацию в стране. Например, Эстония не использует биометрию для идентификации пользователей системы электронных услуг, поскольку не считает этот путь безопасным (как говорит Мари, «если что-то случится с инфраструктурой открытых ключей, которые используют для ID-карт или мобильного идентитета, всегда можно выдать новые сертификаты, но если будет скомпроментирована система биометрии, то отрастить себе новые пальцы или сетчатку глаза мы не сможем»). Но вот Индия была вынуждена пойти на использование биометрической идентификации, хоть и понимает ее риски, – в силу низкого уровня грамотности населения. И это только один из примеров, иллюстрирующий системный характер принимаемых решений.

Кто отвечает за то, каким будет ваше e-Governance?

И здесь тоже нет одного, правильного для всех, ответа. Важно понимать, что развитие электронных услуг – это не перевод с бумажного носителя на электронный, это переосмысление системы государственных услуг в целом. И технические решения – это только одна часть работы, очень важна правовая среда, организационная культура, фискальная структура. В странах с разными режимами или разными культурными нормами все может быть реализовано очень по-разному, хотя техника везде одинакова.

Что еще важно – не смотреть на развитие цифрового общества как на технический процесс. Некоторые считают, что электронное управление – это работа айтишников. Но новая технология только тогда может быть эффективной, когда в процесс вовлечены разные заинтересованные стороны, и когда создание системы изначально ориентировано на потребителя. Академия электронного управления настоятельно рекомендует развивать электронное управление через государственно-частное партнерство. Сама Эстония развивала систему совместно с банками и другими ключевыми предприятиями, и считает это одним из факторов успеха.

Горизонты развития.

Несмотря на очевидные успехи, у Эстонии много планов по дальнейшему развитию. Это и развитие проактивных услуг, и создание «цифровых посольств» для защиты и хранения данных, и расширение доступности через использование мобильных телефонов. Когда человек использует мобильный телефон для взаимодействия с государством, говорит Мари, его вообще не должно интересовать, какое министерство оказывает ему услугу, государство должно выглядеть как одно мобильное приложение.

Выступление Мари Педак на форуме

Как-то пренебрежительно звучит по отношению к государству, скажет кто-то. Но эстонскому правительству есть где завоевывать уважение своих (и не только своих) граждан. К примеру, в прошлом году в Эстонии началась работа по законодательному регулированию вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта – и здесь Эстония снова имеет шанс опередить весь мир. Чем не повод для самоуважения?

Видео-запись доклада Мари Педак на форуме «Место встречи: Будущее».

В тексте использованы слайды презентации Мари Педак на форуме «Место встречи: Будущее». Презентацию целиком можно посмотреть здесь.

Фото – Таня Капитонова

_____________________________________________________________

Смотрите по теме:

Форум «Место встречи: Будущее» прошел 14-15 апреля в Минске.

Видео-записи докладов и панельных дискуссий Форума «Место встречи: Будущее».

Татьяна Водолажская. Технари vs. гуманитарии. Почему такое разделение плохо для инноваций.

Владимир Мацкевич. Глобальное потепление после холодной войны.

Падзеі:
Тэмы: