Мартин ван Кревельд. Война в Украине

07 сакавіка 2022
Мартин ван Кревельд, почетный профессор Еврейского университета в Иерусалиме, является одним из самых известных в мире экспертов по военной истории и стратегии. Автор книг: «Трансформация войны» (1991), «Искусство войны: война и военная мысль» (2005), «Военные игры: от гладиаторов до гигабайтов» (2013) и других.

 

Война в Украине.

24.02.2022

Задавшись целью предсказать будущее войны в Украине, я вновь обратился к книге, которую написал пару лет назад. Английское название – Looking into the Future: A History of Prediction. Работа над ней научила меня двум вещам. Во-первых, как всем известно, предсказания – дело чрезвычайно трудное и они часто не сбываются. Нередко с катастрофическими последствиями; как это случилось в 1914 году, когда государственные деятели и военные предсказывали короткую и легкую войну (“вы будете дома до того, как листья опадут с деревьев”, – сказал кайзер своим солдатам), но оказались вовлеченными в самый крупный, самый смертоносный вооруженный конфликт в истории до того времени. Во-вторых, методы, которые мы используем сегодня – опрос экспертов (так называемый метод Дельфи), математические модели, искусственный интеллект и т.д. – не лучше тех, которые люди использовали тысячи лет назад. Например, астрология (Вавилон), манипуляции со стеблями тысячелистника (Китай), наблюдение за птицами и консультации с оракулами (Греция), чтение внутренностей жертвенных животных (Рим), толкование снов (во всех известных цивилизациях) и так далее.

Я историк, поэтому читатели должны простить мне, что я основываю свои мысли на исторических методах. В основном это аналогии, с одной стороны, и тенденции – с другой.

Итак.

* Украина окружена Россией со всех сторон, кроме запада, где она граничит с Польшей, Молдавией и Румынией. Она почти полностью состоит из плоской, открытой равнины (знаменитая черноземная зона). Единственные горы – это Карпаты на юго-западе и Крымские горы на крайнем юге вдоль побережья. Есть несколько крупных рек, которые могут стать серьезным препятствием для атакующего. Но только в том случае, если они будут должным образом защищены, что из-за их протяженности будет трудно сделать. То тут, то там встречаются низины. Встречается также довольно много глубоких оврагов, самый известный из которых – Бабий Яр. Но ни один из них не является серьезным препятствием для движения транспорта, особенно гусеничного. Дороги стали лучше, чем во время Второй мировой войны, и их стало больше, однако, имея всего 0,28 километра на квадратный километр территории (против 1,8 в Германии**), они все еще не соответствуют западноевропейским стандартам. Климат континентальный, то есть жаркий и сухой (часто некомфортный) летом, очень холодный (с большим количеством снега) зимой, и большую часть года идут дожди.

* У России есть ядерное оружие, а у Украины – нет. Жаль. Если бы у нее было такое оружие, а также надежные силы ответного удара, включая средства доставки ядерного оружия, о войне почти наверняка не могло бы быть и речи. Однако для нынешних целей Путина это не имеет значения. Последнее, что он хочет сделать перед оккупацией Украины, – это превратить ее в радиоактивную пустыню. Отчасти благодаря помощи, которую они получают от НАТО, за последние годы украинские вооруженные силы значительно окрепли и лучше оснащены. Боевой дух, основанный в основном на народной памяти о том, как Сталин морил голодом миллионы украинцев в 1930-32 годах, как говорят, высок. Тем не менее, ни количественно, ни качественно эти силы не могут сравниться с российскими.

* Первоначально, во всяком случае, обе стороны будут полагаться в основном на обычные вооружения: авиацию (которая особенно эффективна на открытой местности, в отличие от горной или лесистой), танки, бронетранспортеры и артиллерию, а также моторизованные колонны, необходимые для их поддержки. Однако они будут активно использовать и менее традиционные методы. Такие, как маскировка (обман), радиоэлектронная борьба, электронная война и, не в последнюю очередь, кибервойна. Все это – области, в которых русские специализируются уже давно и в которых они признанные мастера; в этом отношении они созвучны своему хозяину, Путину, который сам прошел путь наверх через спецслужбы.

* В настоящее время русские атакуют Украину со всех сторон одновременно без какого-либо явного направления главного удара. Помимо Донбасса, целями являются Харьков, Киев, несколько других ключевых городов, а также, возможно, побережье Черного и Азовского морей. Верные своей давней теории глубокой операции, русские атакуют не только на фронте, но и далеко позади него.

* Русским не составит большого труда “завоевать” (что бы это ни значило) большую часть такой большой и неравномерно населенной страны, как Украина. Однако захват наиболее важных городов – Киева, Харькова и Одессы – будет совсем другим делом и, несомненно, будет достигнут только в результате тяжелых и очень разрушительных боев. За которыми, скорее всего, последуют партизанские и террористические действия. Как, скажем, произошло в Ираке.

* Забудьте о санкциях. Они не сдержат русских. Как Сталин давал огромные банкеты даже в разгар Второй мировой войны, так и Путин и его клика едва заметят их. В то время как народ привык обходиться практически без всего. Кроме водки, конечно, но даже ее потребление, как говорят, упало за последние несколько лет.

* НАТО с США во главе будет участвовать в войне, но лишь незначительно и без отправки войск для участия в боевых действиях. Вместо этого она направит “оборонительное” оружие (каким бы оно ни было), обеспечит поставки и разведку, и, возможно, поможет эвакуировать некоторых раненых, а также окажет помощь украинским беженцам. При этом продолжая рассказывать всем, кто хочет слушать, и некоторым из тех, кто не хочет слушать, какие русские плохие и т.д. и т.п.

* Можно ожидать, что Китай издаст несколько сочувственных звуков. Но, несмотря на это, он будет участвовать лишь слегка, расширяя торговлю, чтобы компенсировать часть санкций. Он также может использовать возможность сделать что-то в отношении Тайваня. Или нет.

* Если война перерастет в партизанскую и террористическую, что вполне вероятно, то это может открыть дверь к гибели, возможно, пятидесяти украинцев за каждого потерянного русскими солдата (во Вьетнаме это соотношение было примерно 75 к одному). Но даже в этом случае Путин все равно не сможет закончить войну. Он сможет сделать это только путем создания нового коллаборационистского украинского правительства.

* Хотя это скорее произойдет позже, чем раньше, с высокой вероятностью Путин обнаружит, что Украина застряла у него в горле. Цитируя древнееврейскую поговорку, ни проглотить, ни отрыгнуть. С течением достаточно времени война станет все менее и менее популярной в самой России. Русские закончат войну выводом войск.

* Как поражение в Афганистане сыграло ключевую роль в крахе коммунизма, так и поражение в Украине почти наверняка будет означать конец путинского режима. Гораздо хуже для России то, что оно может привести к возврату к одному из тех ужасных периодов анархии, которые она пережила в прошлом и которые Путин считает своей высшей целью предотвратить. Он едва скрывает свою тревогу по этому поводу, например, уверяя своих слушателей, что 2022 год – это не 1919-й (год, когда Ленин и большевики были ближе всего к поражению).

Наконец:

Хотя все это основано на истории, на самом деле все это не более чем догадки. Как говорил Вуди Аллен,  хотите рассмешить Бога – расскажите ему о своих планах.

**Цифры исправлены в соответствии с List of countries by road network size – Wikipedia

 

Очень плохой человек

3.03.2022

Войне в Украине не видно конца. Хотя аналитикам несть числа, как мухам на куче сами знаете чего, правда в том, что никто не знает, чем она закончится. В связи с этим я хочу изложить свои последние мысли.

Во-первых, Путин, возможно, очень плохой человек. Однако нет смысла постоянно говорить об этом. Исходя из исторических соображений, он делает то, что считает нужным от имени своей страны. Сама эта историческая аргументация не лучше и не хуже любой другой аргументации такого рода; отчасти реальность, отчасти миф, отчасти пропаганда. Неважно. Чтобы ему успешно противостоять, нужно прежде всего понять, что он думает, почему, и что с этим можно сделать, а что нельзя. Тем более что у него достаточно ядерного оружия, чтобы взорвать весь мир.

Во-вторых, это война на выживание не только для Украины, но и для России. В случае Украины поражение превратит ее в российскую провинцию. Так же, как это было, начиная с 1793 года, когда Екатерина Великая вместе с Австрией и Пруссией разделила Польшу, что впервые позволило  России выйти к берегам Черного моря. В случае России, если эта схватка будет проиграна, страну может ожидать распад на неизвестное число враждующих осколков. Так же, как это произошло в 1990 году. Восстановление, даже если предположить, что оно вообще возможно, займет десятилетия. В качестве примера того как это может выглядеть см. Смутное время (1598-1613).

В-третьих, это будет долгий и кровавый конфликт. Несмотря на то, что операция, возможно, заняла немного больше времени, чем планировалось изначально – что совсем не редкость на войне – русские добрались до самых важных городов Украины и осадили их. Однако, они не взяли их. Как я уже писал ранее, городская война – это, пожалуй, самая сложная форма войны для атакующих сил. Вспомните многомесячную битву за Сталинград в 1942-43 годах, и вы поймете, что я имею в виду.

В-четвертых, даже если русским удастся занять города, война, принимающая форму восстания, партизанщины и терроризма, будет продолжаться. Как, например, в Афганистане и Ираке. Правда, Украина, будучи равнинной, представляет собой не самую лучшую местность для ведения таких форм войны. По сравнению со многими другими странами, русские также имеют важное преимущество – они понимают язык. Но два фактора работают в ином направлении. Первый – это огромные размеры страны и численность населения, которые грозят «засосать в болото» любые оккупационные силы (в 1793 году русские смогли занять территорию в первую очередь, потому что она была практически незаселена). Второй фактор – готовность НАТО оказывать любую помощь, которая со временем может только увеличиться.

В-пятых, говорят, что путинские войска используют некоторые неортодоксальные виды оружия, способные привести к многочисленным жертвам и нанести огромный ущерб, в частности, зданиям. Особое значение имеет так называемое термобарическое оружие, которое действует путем взрыва смеси воздуха и топлива, что приводит к чрезвычайно мощному взрыву и чрезвычайно высокой температуре. Но Путин не единственный, кто его применяет.  Американцы делали это и в Хюэ в 1968 году, и в Фаллудже в декабре 2004 года; и американцы, и британцы использовали его в Афганистане. Так кто они такие, чтобы жаловаться?

В-шестых, неясно, сломается ли Россия под санкциями. Я думаю, что нет. Отчасти потому, что русские могут вынести практически все. А отчасти потому, что Германия, например, зависит от России на 51 процент в поставках нефти и газа; без них немецкая промышленность скоро остановится. И наоборот, можно с уверенностью сказать, что война сломает экономику Украины.

В-седьмых, единственный способ, которым Путин может выиграть эту войну, – это найти украинцев, способных и желающих создать правительство, которое будет сотрудничать с ним. Это, однако, кажется маловероятным.

Наконец, в этой войне, как и в любой другой, первая жертва – правда. Это одна из причин, по которой любой, кто считает, что может заглянуть в будущее, волен это попробовать на свой страх и риск.