Медиа-чудеса против восторженного инфорабства

30 снежня 2014

Петр Кухта, “ЕвроБеларусь”

Под Новый год в Налибокской пуще прошла научно-фантастическая конференция «Способны ли медиа творить чудеса, или Добро пожаловать в НИИЧАВО».

Организаторами слета представителей отделов оборонной магии, нелинейного счастья и смысла жизни, недоступных проблем, светлых магов, сталкеров, исследователей волшбы, борцов с темными силами etc. выступили Агентство гуманитарных технологий, Международный консорциум «ЕвроБеларусь» и инициатива «Летучий университет».

Информационная война в последний год стала уже очевидностью, которая касается и потребителей, и создателей медиа-контента. Три дня научно-фантастического слета — это большой объем информации, мнений, дискуссий (порой весьма горячих) и собственно выступлений и предложений. В ближайшее время можно будет ознакомиться с видео-версией магической сходки. Пока же знакомим вас с содержанием первых докладов, которые, на взгляд автора, во многом определили весь ход встречи в НИИЧАВО.

Представитель правления Беларусской ассоциации журналистов и телеканала «Белсат» в Беларуси Михась Янчук полагает, что медиа-грамотность может рассматриваться как «прикладной аспект, который может сделать наш регион чуть менее несчастным, чем он есть сейчас».


Все это уже происходило, говорит Янчук, отсылая к пропаганде времен Третьего Рейха и СССР.

Но в нынешней информационной войне, открыто стартовавшей с момента усиления ЕвроМайдана в Украине, есть свои особенности. Михась Янчук ссылается на беседу с экс-главой Союза российских журналистов Игорем Яковенко, который считает, что «путинизм намного более опасен, чем все четыре типа тоталитарных режимов ХХ столетия: все эти режимы имели более или менее сформулированную идеологию — это были завершенные системы, а путинизм — это система открытая, это постмодернистская идеология. Сегодня идеологией является то, что назначено быть по телевизору».

Михась Янчук отмечает, что для действенности пропаганды «мало пользоваться удачными штампами, мало касаться базы миропредставления, которая есть в каждом человеке — нужно еще максимально накачать эмоциональный фон».

«Пропаганда будет тем успешнее, чем более она способна всколыхнуть эмоциональный фон адресата, при этом стараясь подавить реакции его рациональной сферы», – считает Янчук. И это вполне вписывается в теорию консциентальных войн (трудно выговариваемый, но очень популярный термин на конференции НИИЧАВО). Консциентальная война предполагает, что мир вступил в новый этап борьбы – конкуренции форм организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний.

По мнению Янчука, в России — новом информационном Мордоре — сегодня нет СМИ: «это информационные войска Российской Федерации, действующие вопреки интересам народа Российской Федерации».

А у нас эти войска в виде телеканалов «не просто присутствуют на рынке, они входят в обязательный соцпакет, они входят в каждый телевизор».

«Мы имеем дело с восторженным инфорабством. И в Беларуси — и в России. В этом состоянии информационной героиновой эйфории общества прямое апеллирование к рассудочным доводам было бы малоэффективным. В чём можно убедить человека, который понимает, что ему врут — но внутреннее чувство от сопричастности к этому лживому конструкту вызывает у него состояние близкое к экстазу? Дирижерам этого телеспектакля остается только в процессе передачи менять знак экстаза — от гневного до упоительного. В ритме бразильского телесериала с эмоциональными пиками через каждые 2 минуты. Такой интервал воздействия на чувства зрителя психологи сочли наиболее продуктивным — он не позволяет отрываться. Посмотрите российские ток-шоу с секундомером в руке параллельно отчерчивая кривую эмоционального накала — вам многое станет предельно ясно. Вы часто спорите с пьяными? И тут ситуация весьма похожа, – говорит Михась Янчук. – Что можно сделать в ответ? Переврать Киселёва? На это даже Лукашенко неспособен. У него враньё изобретательное — контекстное, а не концептуальное. На Киселёва работает целый коллектив, включая психологов. Он врёт до самых печёнок — всем собой. Это талант».

По убеждению Янчука, у беларусского общества сейчас не слишком большой набор средств для уравновешивания вектора этой токсичной пропаганды:
«Но каждый из нас обладает силой точечного воздействия, которое мультиплицируется благодаря социальным сетям и общественным организациям. У нас есть сеть национальных СМИ и онлайн-ресурсов. Ими руководят весьма разумные люди. Выработка координированного взаимодействия этих СМИ может увеличить эффект их воздействия, особенно в приближающийся кризисный период. Активная медиаграмотность предполагает действие, а не только восприятие. Мы можем тут и теперь выработать достаточно динамичный и эффективный инструментарий низового действия, который сработает. Он не сможет переубедить чужих. Но потенциально своих — вполне. А кто не против нас — тот с нами. Я бы хотел, чтобы у нас получилось. (…) У поляков 123 года не было собственного государства — но они сохранились как народ. И у нас, наверняка, тоже всё получится, если мы не будем сдаваться без боя. Проиграть мы можем только в одном случае — если мы не сделаем ни одного из чудес из нашей магической книги, а всё за нас сделают маги других школ. Поэтому я бы закончил цитатой из того же произведения Стругацких, с которого начинал это выступление: «Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них… Вы это поймёте, – сказал он убедительно. – Вы это обязательно поймёте».

В последующей дискуссии Иван Сухий, гость конференции из страны, где СМИ — это уже особые войска, предложил еще один термин по теме: «Медиа-гигиена. Все просто: сходил в туалет — вымыл руки. Медиа-гигиена должна состоять из простых правил: 1) никогда не смотреть телевидение в фоновом режиме; 2) один раз отравился — больше не покупай. Если подобные правила не вырабатывать с детства, то вас однажды, грубо говоря, «поимеют».

В своем докладе Иван Сухий отмечает, что «важным моментом альтернативной реальности, которая создается российскими СМИ, есть то, что большинство идеологем идет не сверху».

«Я не знаю, кто нащупал красную кнопку под названием «Крым», но она оказалась средством чудовищной силы. До того, как все это разверзлось, я, может быть в силу беларусского происхождения, не понимал, что Крым, оказывается, является средоточием всех комплексов, всех обид (и не только по отношению к Украине), «нас всех обижают, отжимают и окружают». Нажав на эту кнопку, как оказалось, можно отключить у 80% жителей России критическое мышление полностью. Считаю чрезвычайно важным найти ту кнопку, которая пронизывает все существо человека. Гениальная находка. И я убежден, что никакого мастер-плана не было, хотя, конечно, тучи над Крымом ходили с 1992 года», – говорит Иван Сухий.

При этом, как считает Сухий, применение такой силы машины альтернативной реальности в возможно все-таки консциентальной войне подобно применению ядерного оружия.

«Что нужно делать при ядерной вспышке? Надо понять, что большинство уже погибло. Не надо спасать те 80% (поддерживающие действия Путина и правительства) – ничего уже не поделаешь. Надо спасать близких. Также есть те, кто успел укрыться — и с ними надо работать», – резюмирует Сухий.

Философ и методолог Владимир Мацкевич вспоминает, что за прошедший год «переживал массу измененных состояний сознания». «Но — на войне как на войне — эмоции уместны только в плане мотивации. Перелом наступил — и пришло время анализа. Не разобравшись с консциентальной войной, нельзя понять ни информационную войну, ни иные современные виды войн», – считает Мацкевич. И предлагает не застревать «на эмпирике, свидетельских показаниях, фактах», чтобы не уйти с конференции НИИЧАВО такими же, как пришли. По мнению Мацкевича, докладов первого дня магической конференции вполне хватает, чтобы применить «эпохе». Эпохе – (от греч. epohe — удержание, самообладание, воздержание от суждений) — термин, заимствованный философом Гуссерлем в начале 20 века из философии античного скептицизма и синонимичный «принципу беспредпосылочности». Для того чтобы добиться истинных, адекватных феноменам описаний, следует отказаться от принятия тех предпосылок, которые в дальнейшем не могут быть согласованы с этими описаниями.

Падзеі:
Тэмы: