Амбивалентность общественного мнения способствует эскалации и затягиванию общественных, политических и военных конфликтов. Но общественное мнение по природе своей не может не быть амбивалентным. И это есть проблема. Интеллектуалы, как показывает моя дискуссия с Дракохрустом бессильны перед этой проблемой, они не просто не могут справиться с ней своим умом, но становятся сами орудием манипуляции общественным мнением, что еще больше усугубляет проблемную ситуацию.
Интеллектуалы вместо решения впадают в резонерство по принципу “…да, но …”. Если Эрик Берн описал психиатрические аспекты этой игры в “да, но…”, то общественно политические ее аспекты пока никем не исследованы.
Любой социолог знает, что общественное мнение всегда амбивалентно, и категории большинства и меньшинства весьма относительны. Самая глупая идея и позиция имеет в обществе сторонников, и их число может изменяться в широком диапазоне за короткое время. Впрочем, это знали еще древние, правда, описывали это в неполиткорректных терминах: Настроения толпы переменчивы, от любви до ненависти один шаг и т.д.
Но стоит ли следовать за переменчивыми настроениями толпы? Или иначе, могут ли мнения определять позицию интеллектуала или политика?
У интеллектуалов существует несколько уловок в отношении общественного мнения. Они могут преувеличивать значение меньшинства, и преуменьшать значение большинства. И было бы хорошо, если бы они этим и ограничивались.
Но они могут выдавать стокгольмский синдром за общественную позицию.
Вот, Донбасская ситуация типичный пример. Территория контролируется бандитами и террористами, что должны испытывать обыватели под бандитским контролем?
Ну, конечно, широкий спектр чувств и переживаний. От упований на то, что кто-то придет и защитит, до агрессии к тем, кто медлит, не приходит и не защищает. Нужно ли выдавать эти чувства за поддержку террористов? А ведь выдают! Показывают по телевизору обывателей с агрессивными высказываниями в адрес киевских властей, выдавая это за то, что народ Донбасса не приемлет киевские власти. А может это вопль о помощи? Сигнал обиды и обманутых надежд!
Амбивалентность общественного мнения не может служить оправданием отсутствия политической воли и позиции. Амбивалентность общественного мнения не оправдывает амбивалентности в индивидуальном сознании интеллектуала. Амбивалентность общественного сознания отражается в конфликте интерпретаций (по Рикёру) и требует герменевтического отношения, а не морального перевоспитания интеллектуалами друг друга.