На фоне разговоров о проблемах европейского единства и общих ценностных оснований интересно рассуждение Михаила Минакова о проблеме универсальных ценностей:
“Беззападность и проблема универсализма“
«Но тот факт, что государства устоявшегося центра теряют свою мир-системную монополию, дает шанс политическим сообществам мировой периферии опробовать свою способность создавать институты и организации, реализующие права человека, равенство и свободу в своих странах. Реальность тестирует на состоятельность идеи, дающие надежду на жизнеспособность универсализма. Например, теорию Рональда Инглхарта о том, что ценности самовыражения присущи большинству народов мира, или идею Юрия Сенокосова о всемирном единстве цивилизации, не смотря на разнообразие культур и традиций. Современный мир-системный транзит дает шанс сделать своими, местными и свободу, и равенство, и права человека».
Предпосылкой такого рассуждения является определенная онтологизация ценностей. Проверка универсальности ценностей через способность создавать «периферийные» или точнее свои версии свободы или прав человека, говорит прежде всего о понимании самой природы ценностей. Грубо говоря: если они универсальны, то они существуют независимо от нас и могут «воплощаться» в самых разных формах, видах и культурах. То есть универсализм здесь напрямую апеллирует к онтологичности, бытии и собственной природе.
В таком подходе, действительно, речь идет о кризисе, закате универсальности. Но этот закат связан не с самими ценностями, а с кризисом онтологизации в мышлении. Или если говорить шире кризисом научного(натуралистического) подхода. Присваивая ценностям универсальность как заданность «от природы», мы совершаем ошибку мышления. А за ней, за представление таким образом природы ценностей, совершаются и практические ошибки в том, что можно назвать реализацией ценностей. Когда их (ценностей) принятие связывается с получением знания о том, что есть на самом деле, с открытием, освоение истинных знаний.
Тогда как подходя к культуре и ценностям как к созданному и поддерживаемому пространству смыслов и идей, в котором отдельные из них имеют или не имеют ценность (то есть оцениваются как значимые), мы начинаем по-иному мыслить их природу. Ценности – это результат непрерывного оценивания, трансляции и реализации определенных идей. Их условная универсальность может быть понята только как охват такой практикой трансляции и реализации. Важно и то, что в таком подходе нет упования на проявленность универсальной, присущей всем ценности, но есть практика и ответственность за принятие тех или иных идей как ценных.