
Очередное заседание дискуссионного клуба “Теории и практики демократии” (ведущий – Вячеслав Бобрович) состоится 30 мая (вторник), начало в 18-30.
К обсуждению предлагаются следующие темы:
1. «ПОСТПРАВДА» или обыкновенная ложь?
В последние годы мы все чаще слышим от политических журналистов и аналитиков рассуждения о том, что современная эпоха – это эпоха «постправды» (post-truth). Тем самым подчеркивается, что для массовых коммуникаций истина уже не имеет определяющего значения и часто подменяется манипуляцией массовым сознанием при помощи мифов, стереотипов, апелляции к чувствам. Для политики постправды характерно повторение одной и той же аргументации и упорное игнорирование объективных фактов, противоречащих заданной концепции. Особенно часто мы слышим о ней в англоязычных публикациях после референдума о “брексите” и президентских выборов в США. Нередко можно встретить упоминание постправды и применительно к политике В. Путина. Вместе с тем, многие говорят о том, что подобного рода обобщения грешат преувеличением и сгущением красок. На самом деле мы имеем дело с обыкновенной беззастенчивой ложью со стороны вполне конкретных политиков. Рассчитана она на доверчивого и перегруженного обилием информации обывателя. Это становится возможным во многом благодаря растущему влиянию и использованию социальных сетей. Попробуем разобраться, что с этим делать и как к этому относиться.
Тексты для подготовки:
«Постправда» стала словом года по версии Оксфордского словаря
2. «Смерть экспертизы» или «открытость дискуссии»?
Сегодня нередко можно услышать жалобы на то, что в столь распространенных на просторах интернета публичных дискуссиях очень часто не принимается во внимание компетентность говорящего. Скорее наоборот, всякие попытки экспертов напомнить об этом воспринимаются участниками как неоправданное подавление свободы мнений, как проявление недопустимого «элитизма» или попытки задушить диалог, требуемый «настоящей» демократией. Однако все мы знаем, что демократия не означает всеобщего равенства. Обладание равными правами не эквивалентно обладанию одинаковыми талантами, способностями или знаниями. И уж точно это не подразумевает, что «мнение любого человека по любому вопросу также важно, как и мнение других людей». Каким же образом мы можем сохранять открытость и демократичность публичного общественно-политического дискурса, не жертвую при этом истиной и логикой?
Текст для подготовки:
3. «Умение жить для себя» или «нежелание взрослеть»?
Психологи пытаются научить своих пациентов любить себя и позволять себе жить, удовлетворяя собственные потребности. Эти рекомендации особенно значимы для старшего поколения постсоветских людей, воспитанных в духе навязываемого коммунистической идеологией принудительного коллективизма, предписывающего человеку жить «ради будущих поколений». Этим людям особенно трудно дается понимание того, что жить для себя не стыдно и не предосудительно. В то же время на наших глазах подрастают новые поколения, представители которых уже не горят желанием посвящать себя воспитанию детей либо служению какой-либо идее (общественной цели). Эти люди с детства усвоили истину, что жить можно только для собственного удовольствия и не готовы к какому-либо самопожертвованию или ограничению своих потребностей ради чего бы то ни было. Кто-то связывает это явление с новой эпохой, для которой характерна постоянная погоня за новизной, нежелание стареть и думать о серьезных проблемах. Где же та золотая середина, которую можно было бы признать оптимальным решением этой мировоззренческой проблемы?
Текст для подготовки:
«Умеют жить для себя» или «не хотят взрослеть»?
30 мая (вторник)
Начало: 18-30
Адрес: ул. Багратиона, 39
Ждем всех заинтересованных в обсуждении заявленных тем!