Сфера культуры охватывает широкий круг общественных отношений, вовлекая на каждом из этапов культурного цикла широкий спектр участников: начиная от замысла, проходя этапы производства, распространения, демонстрации и заканчивая потреблением или участием, в эту деятельность могут быть вовлечены как отдельные лица (авторы, промоутеры, зрители), так и целые организации и союзы (дистрибьюторы, трансляторы, инфраструктурные провайдеры). Культурное самовыражение может принимать различные формы и возникать в различных видах.
Поэтому нормы права, регулирующие каждый из этапов культурного цикла, а также различные формы и виды культурного проявления фактически не могут быть ограничены только лишь специальным законодательством о культуре. Сфера культуры проникает и обнаруживает себя подчиненной законодательству о массовых мероприятиях и СМИ, находит применимые нормы в Конституции и отдельных специальных законах и даже сталкивается с запретами норм Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.
Как мы ранее отмечали[1], Республикой Беларусь подписаны практически все основные международные документы, регулирующие сферу культуры. Вместе с тем, далеко не все положения этих документов были имплементированы в беларусское законодательство.
Основным документом, декларирующим основополагающие принципы общественных отношений в стране, а равно отношений в сфере культурной политики, является Конституция Республики Беларусь[2].
15 марта 2022 года вступили в силу изменения и дополнения Конституции, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года. Данные изменения в большинстве своем не касались сферы культуры, однако некоторые из них так или иначе повлияли на общие принципы регулирования сферы культуры в Беларуси.
Так, Конституция по-прежнему признает государство ответственным за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси (ст. 15), закрепляет право каждого на сохранение своей национальной принадлежности, выбор языка общения, свободу выбора языка воспитания и обучения, содержит запрет на принуждение кого-либо к определению и указанию национальной принадлежности и оскорбление национального достоинства (ст. 50), признает право каждого на участие в культурной жизни посредством «общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений», гарантирует свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания, защиту моральных и материальных интересов авторов произведений посредством законодательной охраны интеллектуальной собственности, обязывает государство к содействию развитию культуры, научных и технических исследований, внедрению инноваций «на благо общих интересов» (ст. 51), а также гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34).
Вместе с тем, ст. 15 Конституции была дополнена положением о том, что «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге беларусского народа в годы Великой Отечественной войны», а ст. 34 содержит норму о законодательном ограничении пользования информацией «в целях защиты чести, достоинства, частной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав».
В предыдущей редакции Конституции право на свободу объединений было закреплено достаточно широко. Однако ст. 36, регулирующая эту норму, претерпела изменения в новой редакции. Теперь, хотя право на свободу объединений и декларируется каждому, цель создания таких объединений сводится к осуществлению и удовлетворению политических, социальных, экономических, культурных и других интересов граждан.
Более того, новая редакция ст. 69 Конституции сужает права общественных объединений: если раньше право выдвижения кандидатов в депутаты имели все общественные объединения, то сейчас таким правом обладают только политические партии.
Следует отметить, что впервые за всю историю независимой Беларуси в законодательстве на конституционном уровне закрепляется в широком формате право гражданского общества на участие в принятии государственно значимых решений. Речь идет о ст. 89 Конституции, которая признает за представителями организованного гражданского общества право быть делегатами Всебеларусского народного собрания. Однако имея в виду то, что как на правоприменительном, а затем и законодательном уровнях в стране нивелируются права независимых общественных объединений, усиливается дискриминация и водораздел между «своими» и «чужими» организациями и общественными объединениями (между ГОНГО и НГО), сложно говорить о благоприятных последствиях утверждения этой нормы, поскольку в перспективе она лишь усугубит дальнейшее фактическое отстранение представителей независимого гражданского общества от легального участия в политической жизни страны.
Вместе с тем, нормы Конституции носят регламентирующий характер и не имеют прямого действия, оставляя полномочия прямого правового воздействия на нормы и положения специального законодательства. В сфере культуры основным нормативным правовым актом является Кодекс Республики Беларусь о культуре[3].
Однако, как отмечалось и ранее, относительно отдельных отраслей культуры в Кодексе не содержится соответствующих норм либо имеются бланкетные отсылки к другим нормативным правовым актам, т.е. продолжают регулироваться отдельными специальными законами, в частности:
Отдельные нормы, косвенно влияющие на свободу проявления культурного разнообразия, содержатся также в т.н. «антиэкстремистском» законодательстве:
В описываемый период времени законодательство, прямо или косвенно регулирующее сферу культуры, претерпело ряд изменений, изучив которые можно сделать вывод о том, насколько существующее национальное законодательство отвечает требованиям, принципам и положениям подписанных международных документов, в том числе Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
Чтобы оценить адекватность действующего беларусского законодательства целям и ценностям Конвенции ЮНЕСКО, мы проанализировали состояние ее реализации в Беларуси в рамках пяти базовых измерений культурной политики.
[1] См.: Правовые условия и регулирование сферы культуры в контексте Конвенции ЮНЕСКО // Мониторинг реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2019): https://cet.eurobelarus.info/files/userfiles/5/CET/2019_Convention_ UNESCO-Monitoring_RU.pdf.
[2] Конституция Республики Беларусь // Pravo.by: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/.
[3] См.: Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры ад 20 ліпеня 2016 года № 413-З // Pravo.by: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk1600413.
[4] См.: Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 года № 427-З // Pravo.by: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800427.
[5] См.: Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» от 30 декабря 1997 года № 114-З // Pravo.by: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H19700114.
[6] См.: Закон Рэспублікі Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь» ад 29 снежня 2012 года № 8-З // Pravo.by: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11200008.
[7] См.: Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 года № 262-З // Etalonline.by: https://etalonline.by/document/?regnum=H11100262.
[8] См.: Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года № 2054-XII // Etalonline.by: https://etalonline.by/document/?regnum=v19202054.
[9] См.: Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 10 мая 2007 гола № 225-З // Etalonline.by: https://etalonline.by/document/?regnum=h10700225.
[10] См.: Постановление Совета министров Республики Беларусь «О Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021-2025 годы» от 29 января 2021 года № 53 // Pravo.by: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=C22100053.
[11] См.: Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» от 4 января 2007 года № 203-З // Pravo.by: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700203.
[12] См.: Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» от 14 мая 2021 года № 103-З // Pravo.by: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H12100103.
[13] См.: Постановление Совета министров Республики Беларусь «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» от 12 октября 2021 года № 575 // Pravo.by: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=C22100575.