Павел Барковский, для журнала “Мост”.
Будучи участником (на разных уровнях и этапах) ряда независимых философских инициатив в Беларуси в период с конца 90-х гг. и по 2010-е, могу поделиться своим опытом организации и координации одной из наиболее успешных инициатив философского плана за последнее время, интеллектуального сообщества «Беларуская філасофская прастора». Формальным моментом возникновения данной инициативы можно считать организационное мероприятие, прошедшее 12 ноября 2009 г. под названием «Есть ли жизнь на Мар(к)се?» (на фоне киноцитаты здесь содержится двойная аллюзия на Маркса как одного из известнейших философов современности и на прежнее место расположения философского факультета БГУ – улицу К. Маркса). Непосредственным инициатором этого собрания выступил я сам, мотивированный отсутствием каких-либо значимых инициатив философского плана в течение последних двух-трех лет, низкой эффективностью официальных мероприятий, проводимых под эгидой государственных университетов и институтов, и общей атмосферой стагнации интеллектуальной среды, живо ощущаемой в данное время. Неожиданно для меня самого мероприятие привлекло достаточно большое количество участников (около 30 человек), которые активно поддержали идею интенсификации философской жизни силами «вольных интеллектуалов», преимущественно выпускников, аспирантов и магистрантов гуманитарных факультетов государственных и частных вузов Беларуси. Речь исходно шла о том, что данная инициатива является самостоятельным ответом на вызовы дня и организуется без привлечения какого-либо официального административного ресурса. Последнее требование было самоочевидным в виду крайней формальности и забюрократизированности официальных институтов, отвечающих за философское образование и исследования, которые не стремились поддерживать низовые инициативы, но предпочитали скорее традиционные формы работы. Тем не менее, на первых порах данная инициатива могла себе позволить развиваться на ресурсах (аудиториях) факультета философии и социальных наук БГУ, поскольку на этом этапе руководство факультета проявляло определенный либерализм по отношению к независимым философским инициативам (в том числе и студенческим).
Из состояния первоначального хаоса самоорганизации и проработки наиболее перспективных вероятных направлений работы постепенно сформировались основные форматы и направления деятельности, постоянная группа организаторов-участников, основы стратегического планирования будущего развития, календарь мероприятий и пр. Изначальной целью формирования сообщества было желание здоровой альтернативы официальной системе организации исследования и популяризация философии и ее актуальных тем в интеллектуальной среде. Впоследствии это было систематизировано в ряд задач, поставленных перед сообществом самими его участниками:
Изначально проект был рассчитан на самую широкую аудиторию. Предполагалось, что его постоянными участниками смогут быть как люди с философским образованием (студенты, аспиранты, магистранты, выпускники), так и с явно выраженным интересом к проблематике, но без специального образования. В целом это нашло свое выражение в метафоре «общего философского пространства», где становится возможной встреча самих разных интеллектуальных дискурсов и позиций , что нашло свое закрепление в манифесте «Беларускай філасофскай прасторы», в конечной редакции принятом в начале 2011 г. Тем не менее, в силу географической локализованности преимущественных организаторов-участников деятельность сообщества распространялась лишь на город Минск и в незначительной степени оказывала влияние на регионы. Формат мероприятий подразумевал два основных варианта работы: либо долгосрочные проекты, рассчитанные на создание постоянных встреч-мероприятий с выполнением определенной интеллектуальной работы (например, лаборатория исследований идеологии, литературное кафе, проект «читаем друг друга» и др.), либо краткосрочные проекты, рассчитанные на одно-два мероприятия, так называемые ивенты. Общим требованием для любого из мероприятий оставалось следующее: открытость к обсуждению и участию всех желающих, в том числе информационная открытость (публичность), и наличие философской составляющей.
Поскольку вскоре выяснилось, что в процессе работы сообщества возникает нужда в более плотной координации деятельности (по аккумуляции ресурсов, осуществлении организационных действий и пр.), то это привело к самоорганизации координационного совета, в который вошли кураторы действующих проектов и наиболее активные участники по самоопределению. Координаторы брались отвечать за непосредственную организацию мероприятий, поиск помещений и финансирования для проектов, оперативное размещение информации в интернете. При этом координационный совет не должен был вмешиваться в работу отдельных проектов, но брался за сбор предложений по стратегии и тактике будущей деятельности от рядовых участников и выработку общего решения по календарю мероприятий с обязательной публикацией результатов в сети для возможной критики и коррекции.
Сама «Беларуская філасофская прастора», будучи некоммерческим проектом, не предполагала никаких постоянных источников финансирования помимо добровольных взносов участников и получения краткосрочных грантов под конкретные мероприятия. Эти средства преимущественно расходовались на аренду помещений для проведения мероприятий, в особенности после того, как с декабря 2010 г. сообществу было целиком отказано в праве пользоваться университетскими помещениями. В период с декабря 2009 по март 2012 г. на пике деятельности сообщества были достигнуты следующие результаты:
За все время деятельности сообщества оно непрестанно видоизменялось: постепенно то расширялся, то сужался круг участников; менялось видение идеологии проекта, его ключевых стратегий развития; зачинались новые проекты; ряд проектов обрели автономное существование и развитие. Со временем, однако, деятельность сообщества сколлапсировалась до отдельных видов активности. Сейчас ограниченная деятельность сообщества проявляется через участие в другом экспериментальном образовательно-исследовательском проекте: разработке альтернативных курсов преподавания философии в «Летучем университете», а также проведения там отдельных курсов силами участников «Прасторы». Также продолжается выполнение проекта «500 переводов» и тех проектов, которые получили автономное развитие прежде (например, фестиваль короткометражного кино). В период своего наиболее интенсивного развития и деятельности сообщество оказало значимое влияние на интенсификацию интеллектуальных процессов в Минске, создало атмосферу публичных дискуссий и привлекло внимание к творческим инициативам философского плана. На последующую стагнацию в развитии сообщества мог повлиять целый ряд наложившихся факторов: 1) исчерпание исходного формата проекта и необходимость его «перезапуска»; 2) отсутствие постоянного притока новых участников-организаторов (исчерпанность творческого и организационного ресурса); 3) появление альтернативных инициатив, решающих схожие задачи на более высоком системном уровне (например, программа «Летучий университет», запустившая ряд схожих по идеологии проектов).
Возможность дальнейшего существования и развития сообщества может быть связано, прежде всего, с «перезапуском» его формата деятельности, хотя и при сохранении некоторых базовых элементов его идеологии. Данное изменение формата должно быть ориентировано на изменившийся контекст (появление новых инициатив, решение некоторых ранее поставленных задач) и необходимость корректировки задач и миссии сообщества с ориентацией на установление более прочных горизонтальных связей: превращение из «рыхлого» в более консолидированное сообщество, возможный пересмотр финансовой политики и т.д. Хотя в общем и целом вопрос упирается в «нужность» подобного рода сообщества для философов и лиц, себя к ним причисляющим: это достаточно проблематично на фоне общей отчужденности позиции интеллектуала в Беларуси и типичной неготовности последнего включаться в постоянные связи и отношения. При этом полезность существования подобного рода сообщества, тем не менее, никем напрямую не оспаривается. При всем при том инициатива, подобная данной, остается внесистемной и никак не связана с реформированием академической науки или высшей школы, выступая скорее их альтернативой, тем более, что в Беларуси официальная реформа, как правило, связывается с серией малопродуманных и низкоэффективных стратегий, исходящих от министерства образования и изменяющих будущее отечественной науки и образования лишь в негативном направлении. Этим можно объяснить достаточно позитивный исходный имидж у подобного рода альтернативных внесистемных проектов, призванных использовать творческий и организационный потенциал независимых исследователей и ученых.
______________________________________
Барковский Павел Владимирович, кандидат философских наук, доцент Беларусского государственного университета (Минск), кафедра философии культуры, координатор сообщества «Беларуская філасофская прастора» с 2009 г.