
Над Витебском реет бел-чырвона-белы сцяг! Витебск один из самых совковых городов Беларуси. И что, затрепетала ли власть? Всполошились ли обыватели? Ободрились и вдохновились ли инсургенты? Вряд ли, никто этого и не ожидал. Флаги и символы утратили сакральное значение, превратились в бренды, т.е. маркетинговые знаки. Сакральные символы пугали филистеров, вдохновляли сопротивление, возбуждали умы и души, были предвозвестниками восстаний и партизанщины, провоцировали репрессии властей. А бренды? Бренды регистрируются, охраняются авторским правом. Незаконное употребление бренда, в лучшем случае, осуждается как «пиратство». Пиратство не восстание, не партизанка. Бел-чырвона-белы сцяг в 1990 году был вызовом. Тогда он подрывал устои, а сегодня?
А что сегодня способно подорвать устои?
В CCCР устои могли пошатнуться от чего угодно. «Кто сегодня слушал джаз, тот завтра родину продаст!» Потом рок, узкие брюки, расклешенные брюки, низкопоклонство перед западом, чтение Солженицына… было множество факторов, расшатывавших устои советского общества и образа жизни. И все расшатывающее устои было запрещено. Использование флагов, чтение самиздата, распространение упаднической музыки, анекдоты про вождей, критика материалов съездов – все это преследовалось, всего этого боялись. За это сажали не на 15 суток, а на годы. И не только в мордовские лагеря, но и в психушки. И убежать от этого было почти не возможно, ну, или редко кому удавалось. В Беларуси все не так.
Сотни и тысячи людей могут выйти на улицы с несанкционированной символикой, и вернуться домой, а арестам и отсидкам подвергнуться несколько человек, причем, не обязательно активистов и организаторов, просто случайные люди могут быть арестованы. Про Лукашенко ходит пусть и не очень много, но достаточно анекдотов. Читать можно все, что угодно, даже распространять «подрывную» литературу, не только в Интернете, но и в книжных магазинах, пусть и не во всех. Могут арестовать тираж журнала, но после десятка лет его распространения.
«Вождя» или исполняющего обязанности президента можно назвать вслух «исполняющим обязанности», диктатором, мозаичным психопатом. Можно! Кому-то не повезет, и его за это накажут. Но устои от этого не пошатнутся. Всем известно, что он полуграмотен, что он болен на всю голову, что он диктатор, узурпирующий власть. Известно! Но это никак не мешает ему оставаться у власти.
Установленный диктатором режим можно назвать «кровавым режимом», авторитарной диктатурой, султанизмом, фашизмом. Можно! Все и так это знают, но это никак не расшатывает устои этого режима.
Существует множество незарегистрированных организаций и политических партий, имеющих целью борьбу с этим режимом, и на них не устраивают облавы, не громят их офисы. Нет, иногда все же громят, иногда устраивают обыски на штаб-квартирах, изымают оргтехнику. Но иногда, а не тотально зачищают, не уничтожают навсегда. А зачем? Ведь их существование не расшатывает устои! Зачем уничтожать незарегистрированные организации и группы, если рядом существуют организации и группы с такими же целями и декларациями?
Существует ли хоть что-то, что способно пошатнуть устои того режима, который установился в Беларуси? Что нужно такое сказать, чего беларусские граждане все еще не знают про этот режим или про его вождя, батьку, дуче? Что нужно сделать, чтобы это действие стало детонатором народного возмущения, вызвало бы протесты, стало бы началом перемен?
Когда политические партии и лидеры снова и снова вовлекаются в «выборный» фарс, часто приходится слышать один и тот же аргумент: «Мы пользуемся возможностью донести до граждан информацию, сказать людям правду!» Какую правду? О чем? Чего граждане еще не знают, а как только узнают, то сразу станут в оппозицию режиму? У кого из политиков об этом ни спросишь, никто не ответит, в чем эта таинственная правда, которая способна подорвать устои.
Так неужели же ничего такого нет?
Предлагались разные варианты.
Например, рассказать, что Лукашенко убийца, что он убил четырех, или даже больше, своих политических противников. Рассказали. Многим это оказалось не интересно. Кто-то не поверил. Кто-то поверил, но остался равнодушен.
Рассказать, что Лукашенко врет и обманывает всех – граждан своей страны, Европу, Россию. Рассказали. Кому-то не интересно. А кто-то даже одобрил – ведь для народа старается!
Предлагалось высмеивать Лукашенко и те порядки, которые он установил в стране. Пробовали. Чаще всего не смешно. А иногда вызывает добродушный смех, и никак не подрывает устои.
Что еще предлагалось, пока все оказывалось неэффективным. Уже все знают, что мы страна бедная. Что экономический рост чаще всего не реален, а одна видимость. Что в стране казнят невинных. Что законы не распространяются на всех, не исполняется даже конституция. Что выборов нет, и никто Лукашенко президентом не избирал после 1994 года. Все знают всё это. Знают, и принимают как должное.
Почему? Да потому, что мы другого не заслуживаем. Каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает.
Гордый народ и самостоятельная нация не может терпеть такого хамского правительства и патологического лжеца во главе. А кто сказал, что беларусы гордый народ и самостоятельная нация? Нам не хватает самоуважения.
Это выражается хотя бы в том, что мы легко отказываемся от всего хорошего в себе, считая, что все это нам дали другие народы. Мы легко отдаем своих героев другим народам. Кто такой Калиновский? Поляк! А Костюшко? Тоже. Лев Сапега? Так он же польский магнат! Университет в Вильне – литовский. Все православные исторические деятели – русские. Католики – поляки. Конечно, разве из Беларуси может быть что-нибудь доброе? Нет, поэтому Лукашенко именно то, чего мы достойны. А герои прошлого пусть достаются другим. Ведь если Костюшко и Калиновский наши, то с ними можно сравнивать Лукашенко, и сравнение будет не в его пользу. Не достоин сегодняшний лидер памяти наших предков! Но именно этой мысли и нельзя допускать.
Да, что там герои. Недавно в Фейсбуке кто-то сделал маленькое личное открытие, оказывается, что существует национальное блюдо, о котором юзер не подозревал, называется пызы. И первый же комментарий к этой новости: «Пызы это польское национальное блюдо». Конечно, что у беларусов может быть своего? Где-то читал доказательство того, что драники это немецкое блюдо, а не беларусское. Бульбаши остались даже без национального кулинарного символа.
А да, на «бульбаша» беларус может обидеться! Но это будет обида из комплекса, от закомплексованности. Комплекса неполноценности. Без национальных героев, достойных подражания не стать полноценной нацией, а у неполноценной нации не может быть достойных подражания героев. Получается замкнутый круг.
Но комплексом неполноценности мы не ограничиваемся. Все осложнено еще и виктимностью. Мы не только неполноценная нация в собственных глазах, достоянная только такого правителя, как Лукашенко, но и еще народ-жертва. Нас десятилетия учили этой жертвенности. Все учебники рассказывают, как беларусов угнетали паны-поляки. А уж классовое угнетение и в составе «освободившей» нас от поляков России продолжалось. Немцы и вовсе уничтожили каждого четвертого, а в последнее время стали говорить о каждом третьем. Конечно, кое-что вспоминают про холокост, но говоря о каждом четвертом-третьм говорят именно о беларусах, забывая про евреев.
Беларусы такие же люди, как и все. Дело не в том, какие мы «на самом деле», а в том, что мы о себе думаем, какие мифы распространяем, какое самовоспитание предлагаем детям. Дело не в том, какие мы на самом деле, а в том, какой образ себя мы нарисовали, и которому изо всех сил пытаемся соответствовать. Мы народ-жертва в собственно восприятии. Мы народ, которым всегда кто-то управляет, а не самоуправляемая нация.
Когда-то Харис в рамках трансактного анализа выделял четыре типа отношения человека и мира:
Я в порядке, ты (мир) в порядке. I’m okay, you’re okay.
Я в порядке, ты (мир) не в порядке.
Я не в порядке, ты (мир) в порядке.
Я не в порядке, и ты (мир) не в порядке.
Первое отношение конструктивно, дает возможность договариваться, обеспечивает взаимное доверие.
Второе отношение характерно для миссионеров и революционеров – исправляющих мир, который не в порядке, который не ОК. Но так же, такое отношение может быть свойственно эгоистичным нарциссам, преступникам, которые так хороши, что плохой мир им всем обязан, и они могут брать у него все не спрашивая.
Третье отношение присуще жертвам. Я достоин только того, чтобы со мной обращались плохо, поскольку мир и люди вокруг хороши, а я плохой, и заслуживаю по отношению к себе только плохого.
Четвертое отношение в своих крайних формах ведет к суициду, или, в мягком варианте, люди с таким отношением опускаются до бомжей и люмпенов, спиваются или уходят в наркотические грезы. Все в дерьме, так поэтому ничего не стоит усилий и стараний, так и будем жить, как жили, а то, что все становится все хуже и хуже – так это нормально.
Конечно, это идеализированные и индивидуальные типы отношений. Среди беларусов есть люди с каждым из четырех типов отношений, в разной степени выраженности.
Есть те, кто живет хорошо и с радостью работает, чтобы сделать еще лучше и для себя и вокруг (I’m okay, you’re okay).
Есть революционеры, миссионеры, коррупционеры (весь мир погряз в воровстве, а мне, такому хорошему, сам бог велел пользоваться тем, что «плохо лежит» ), просто воры.
Есть жертвы, легко принимающие насилие по отношению к себе, терпящие несправедливость и ущемление прав – ведь иного они и не заслуживают по их собственному отношению к себе.
И есть опустившиеся люмпены, которых ничего не напрягает и все устраивает, каким бы убогим, нищим и несправедливым все вокруг ни было.
Есть все типы отношений, но в общественной риторике, в способах говорить о жизни, жаловаться на жизнь, преобладают третье и четвертое отношение.
На вопрос: «Как жизнь?», у нас не принято отвечать по-американски: «No problem! All right!». Мы говорим: «Так себе! Как у всех!» А у всех плохо. Значит – так и должно быть. А того, кто скажет, что это же ненормально, мы начинаем гнобить: «Не гони волну! И без тебя тошно! Тебе что, больше всех надо? Ты один такой – весь в белом?» И т.д. и т.п.
Мы не любим позняковцев, которые рассказывают о том, как они добились независимости. Мы не могли сами добыть независимость, мы же жертвы! Нас выкинули в независимость! И неважно, как оно было на самом деле, просто пусть позняковцы перестанут гнать волну!
Мы не терпим тех, кто пытается что-то предлагать по обустройству страны. Мы же жертвы, за нас все решают! Дать или не дать газ, и по какой цене – решают в Москве. И пусть там и решают. Вводить или не вводить санкции – это решают на Западе. Освобождать или не освобождать заключенных – пусть решает Лукашенко. – Но ведь он же беларус! – Какой он беларус, он цыган! Он диктатор – ему можно!
Но, вернемся к подрыву устоев!
Все, что нужно, чтобы подорвать устои, уже сказано. Сказано и услышано теми, кто «I’m okay! И для кого world okay!». Но, таких меньшинство.
Для тех, кто сам в порядке, а мир не в порядке, мы ничего нового не можем сказать. Они и так знают, что все вокруг плохо, но они этим и пользуются в личных целях! Воруют, берут взятки, мухлюют. Либо изображают из себя «революционеров» без какого-либо намека на революционную ситуацию. Либо миссионерски резонерствуют.
Для тех, кто не в порядке сам, но считает, что вокруг все хорошо, существует беларусское телевидение. Им может быть и «хотелось бы жить в той Беларуси», которую показывают по телевизору, но они-то как раз этого и не заслуживают по их собственной самооценке.
Ну, а с бомжами и люмпенами все и так ясно.
Самое забавное, что наши «революционеры», в большинстве своем, люди не второго, а третьего типов. Они на словах революционеры, но чувствуют себя репрессированными жертвами, которые ничего не могут. Поэтому просят «хороший Запад» ввести санкции. Введение санкций очень приятная штука для этого типа, это и решение проблем кем-то другим, а не самостоятельно, а заодно еще и наказание, которого «мы заслуживаем». Другие «революционеры» ждут избавления от России – как же, Россия нас всегда спасала от угнетателей! – Но ведь и сама угнетала? – Ну и что? Как же без угнетения! Должен же кто-то нас угнетать, ведь мир вокруг хороший, культурный, развитый, а мы несчастные жертвы и ничего кроме угнетения не заслуживаем.
Так чем же можно подорвать устои?
Люди, будьте в порядке! Мир таков, каков он есть. В меру хорош, в меру плох. Плох в той степени, в какой мы оставляем его без своего внимания и любви. И хорош ровно настолько, насколько мы сами можем его обустроить по собственному видению. Если мы не в порядке, то и мир вокруг обустроим беспорядочно и плохо. Но если мы сами в себя верим, если мы умны, добросердечны, энергичны, то и мир устроим хорошо.
Сегодня подрывающими устои в Беларуси являются люди, думающие своей головой. Заботливые хозяева. Компетентные профессионалы. Талантливые и творческие ученые, поэты, инженеры. Предприимчивые предприниматели. Добросовестные служащие. Успешные студенты.
Все те, кого власть очень не любит. Кого обыватель подозревает в разных грехах.
Люди, будьте людьми! Верьте в себя! Будьте успешными! Делайте свою работу не просто хорошо, а лучше всех! Творите и открывайте!
Мало того, что это все подрывает устои сегодняшней власти, жалкой и неуверенной, трусливой и безынициативной, так это все еще и делает мир лучше, чище, красивее и разумнее.
Владимир Мацкевич, http://worvik.livejournal.com