Фэйсбучное.
«Теперь про то, что меня напрягает и отталкивает. Наверно не только меня. Это явно претенциозное, вычурное и вызывающее позиционирование себя и своих качеств в окружающей среде. Утверждение, что только у вас (методологов) есть мышление и коммуникация, монополия на истину и тонны обесценивания по отношению к другим интеллектуалам и мнениям. Именно это создает впечатление сектантства! И это все на фоне довольно слабой публичной коммуникации в сети, неудачам в публичной политике и построении университета. Я уже молчу про известные мне внутренние конфликты и разногласия.» (С) Александр Мелешко (Alexander Meleshko)
Отвечу художественно.
Итак. Разговор с маляром о мышлении за кружкой пива.
– Давай выпьем по кружечке пива и поговорим за методологию!
– Пива выпьем, я чего за методологию говорить? Зачем это тебе, ты ж маляр!
– Ну, у меня душа болит за вас, ты человек хороший, но сектант. А вот был бы приличным человеком, знаешь сколько людей потянулись бы в методологию!
– А с чего ты взял, что я сектант?
– Ну, ясно же! Вот вы говорите, что только методологи мыслят, а всем остальным отказываете в этом занятии!
– Круто! Ладно, давай поговорим о методологии!
– Вот! Сейчас выпьем (сдвигают кружки и чокаются), и потолкуем как маляр с методологом!
– Ну, вот ты сам посуди, о чём маляр с методологом могут говорить?
– Ты не увиливай! Выпить согласился, так слушай, что тебе маляр про мышление скажет! Или ты считаешь, что маляр не может ничего про мышление сказать? Что маляр не мыслит? Что я и не человек разумный вовсе? Если ты такое скажешь, я тебя за шкирку и на улицу! Пойдём выйдем, там я тебе разъясню, кто из нас человек!
– Горячий ты парень!
– А то! Так будешь говорить?
– Ну, я мог бы поговорить с тобой за малярную работу.
– На хрен мне нужно с тобой за малярную работу говорить! Что ты, хьюманитарий, в этом можешь понимать? Я, когда университет закончил и преподавать пошёл, тоже ничего в этом деле не понимал. Бросил низкооплачиваемую работу и пошёл стены красить, живу теперь как человек, могу тебе, нищеброду, пиво проставить! Так что за малярное дело я с тобой говорить не буду, это только с другим маляром интересно обсуждать. Давай перетрём за мЫшленье ваше.
– Видишь ли, про мышление я бы с другим методологом поговорил, а с маляром-то зачем? Ну что маляр в мышлении понимает?
– Вот, обижаешь, гад ты, и сектант! Уже с человеком достойной профессии и говорить не хочешь!
– Слушай, а что я такого сказал обидного?
– Ну, что я недостоин твоего внимания, что я про мышление ваше дурацкое ничего не знаю, и вообще…
– Ладно, давай сравним то, что мы говорим! Ты не хочешь со мной про малярное дело говорить, я с тобой про мышление. То есть мы квиты, и друг друга стоим.
– Ну, ты сравнил! Во-первых, малярное дело – это какое-никакое ремесло, или искусство! Тут уметь надо, знать кое-что. А мышление – это каждый может, все люди мыслят! Это во-вторых.
– Это ты так думаешь.
– Так все думают. Все нормальные люди, кроме вас, сектантов. Хотя, ладно, ты меня поймал, и ситуация похожая. Ты не хочешь со мной про мышление, как я с тобой про малярные заморочки. И что с того?
– Ну а то, что мы можем с тобой поговорить, как маляр с маляром, или как методолог с методологом. А вот как маляр с методологом не можем.
– Ну, ничего себе! Снова обижаешь?
– Чем опять я тебя обидел?
– Ну, скажем, дам я тебе кисть в руки, или там краскопульт, пару часов помучишься и поймёшь, что к чему, вот с тобой про малярные проблемы и можно будет поговорить. А раз я не методолог, то значит – кранты! Ты, значит, д’Артаньян, а я, значит, недостоин?
– Дурак ты. Сам же сказал, что все люди мыслят! Я с этим не согласен, но ты сказал. А раз мыслят люди, то способны что-то сказать про мышление, не правда ли?
– Дык, а я про что! Про то, что я мыслю, и могу тебе, методологу-сектанту, кое-что про мышление сказать!
– Как маляр?
– Что ты прицепился к маляру? При чём тут маляр?
– А при том, что маляр с маляром могут поговорить о малярном деле. А о мышлении методолог может говорить с методологом.
– То есть, со мной ты категорически говорить отказываешься?
– Вот тебе раз! А что я делаю? Уже битый час с тобой говорю!
– Но ведь не про мышление и методологию, как договаривались!
– Нет, как раз про мышление и методологию мы и говорим сейчас с тобой.
– Ничего себе! Где твоя логика? Ты сам себе противоречишь!
– Я? (смеётся) Я логичен, как никогда.
– Блин! (раздражается) То ты говоришь, что со мной, маляром, ты о своём мышлении говорить не можешь и не будешь, то, вдруг, что ты со мной битый час говоришь именно о мышлении. Где логика?
– Так я ж с тобой, как с методологом говорю.
– Блин! Не дразни меня! Какой я тебе на хрен методолог?
– Хреновый методолог, сразу видно.
– Опять обижаешь? (засучивает рукава, глаза кровью наливаются).
– А что, ты хочешь сказать, что ты хороший методолог?
– Да я вообще не методолог, я маляр с высшим гуманитарным образованием!!!
– Слушай, маляр о мышлении не разговаривает. Маляр – это тот, кто стены красит. А ты сейчас стены красишь?
– Я сейчас пиво с тобой, сектантом, пью!
– Вот, и я с тобой пиво пью. Значит, мы сейчас не маляры, и не методологи, а просто пьяницы.
– Что, честному маляру уже и пива нельзя вне и после работы выпить?
– Можно, но после работы, то есть тогда, когда ты на некоторое время перестаёшь красить стены, снимаешь запэцканую робу, и мы с тобой идём в забегаловку пить пиво. Здесь ты не маляр.
– А понял, кажется. Да, так я и говорю: Давай за мышление и методологию! Под пиво хорошая же тема!
– Вот мы и говорим, но как методолог с методологом. Хреновый методолог с … ну, с каким-то другим методологом.
– То есть, я сейчас методолог?
– Конечно! Вот смотри! Маляр, это тот, кто стены красит. Согласен?
– Ну, предположим.
– Вот, тот, кто стены не красит, тот не маляр. Согласен?
– Ну, предположим.
– Отлично. Тогда: Методолог этот тот, кто разбирается с мышлением. Согласен?
– Ну, предположим.
– Отлично. Тогда, тот, кто с мышлением и в мышлении не разбирается, тот не методолог. Согласен?
– Ну, куда деваться! Соглашусь.
– Значит, если два собеседника разговаривают и разбираются с мышлением, то они оба чуть-чуть методологи. Согласен?
– Ха! (улыбается) Ну, если так, почему бы и нет!
– Вот, я ж и говорил с самого начала: Маляр с маляром о малярном деле, методолог с методологом о мышлении. Теперь понятна моя мысль?
– Так бы сразу и говорил. Теперь понятно.
– Так я сразу и говорил это. А ты слышал хрен знает что!
– Нет, ты говорил, что я не мыслю.
– Ну, говорил, и что?
– Как, что? Это же оскорбление!
– Пошёл на…, или куда там у вас маляров ходить принято в таких случаях! Оскорбление! Включи мозги и следи за мыслью:
Маляр красит стены, если не красит стены – не маляр;
Каждый, кто красит стены – маляр, хороший или плохой, не так важно;
Не маляр стены не красит;
Методолог занимается мышлением, если не занимается мышлением – не методолог;
Каждый, кто занимается мышлением (мыслит) – методолог, плохой или хороший, не так важно;
Не методолог не занимается мышлением (не мыслит).
– Блин! Ну ты софист!
– Нет, это ты маляр! Тебе бы только обижаться, а не думать, не напрягать мозги. Давай выпьем, что ли!
– Давай! Только вот, подожди! Значит, каждый, кто говорит и думает про мышление, по-твоему методолог?
– Ну, да!
– Так методология – это так просто?
– В принципе, да.
– Так чего вы из себя корчите чёрт знает, что?
– Да не корчим мы из себя ничего, это вам с пьяных глаз, или от лени умственной черти всякие чудятся.
– Так мы же мыслим всё же?
– Мыслят только методологи!
– Стоп! Т.е., это надо понимать в том же смысле, что и «красят стены только маляры»?
– Ну, дошло, наконец!
– Не до конца дошло. А почему так, почему мыслят только методологи? Кто же мыслил, когда методологов не было?
– Какая разница! Дело в том, что современное мышление – это мышление о мышлении. Всё остальное рутина, продолжение длинной многолетней деятельности тех, кто мыслил когда-то, когда методологов никаких не было. Поэтому, как кто-то начинает всерьёз мыслить, он сразу и автоматически становится методологом. А если не становится, то не мыслит, даже не начинает.
– Но мы-то с тобой сейчас говорили о мышлении, занимались мышлением, значит я – МЕТОДОЛОГ!!! А?
– Ты – маляр.
– Почему???!!!
– По кочану! Ты стал на минутку методологом, ну на длину выпивания бокала пива. А потом вышел из позиции.
– Так я же и стены не крашу без перерыва, отвлекаюсь иногда. Вот как сейчас, пиво с тобой пью.
– Вот, как ты отвлекаешься от крашения стен на какие-то другие занятия, так и от мышления отвлекаются на другие занятия, например, стены чтоб покрасить, или пива попить. А мнение, что то, что крутится в башке человека, пьющего пиво, или красящего стены, или писающего на эти стены после литров выпитого пива – есть самая дебильная методология! Это просто дурь полная, которой нас в школе учат. Не верь этим глупостям.
– То есть мы мыслим не всегда, а только время от времени?
– Молодец!
– Так что же это такое – МЫСЛИТЬ?
– Вот об этом можно поговорить в следующий раз. А сейчас давай прекратим мыслить и коммуницировать, давай просто поговорим. О пиве, о том, о сём.
Продолжение следует…