Литва на “Шаре земном” и где на самом деле находилась Белая Русь: история Беларуси на мировых картах

04 ліпеня 2014

Анастасия Лукьянова, Tut.by

До 31 августа в пространстве ЦЭХ открыта выставка “Визуальные образы исторической памяти, или Великое княжество Литовское на старинных географических картах”. Экспозиция разделена на четыре смысловых блока: представлены карты ВКЛ, изданные на территории Великого княжества Литовского, а также Речи Посполитой, Европы и ВКЛ на картах мира. Иными словами, можно увидеть, как территорию Беларуси воспринимали внутри страны, в составе польского союзного государства и как на нас смотрела Европа. Организаторы выставки пытаются ответить на вопрос, могут ли карты помочь белорусам найти себя.

“Хотим мы этого или нет, но подавляющее большинство белорусов выросло на визуальных образах советской образовательной системы. Москва, Камчатка, Курилы и Ташкент вдруг оказываются чем-то ментально близким, а Беларусь вдруг оказывается частью уже не существующей, фантомной реальности. Такой же утерянной исторической реальности, что взирает на нас с полотен старинных белорусских карт”, – считают организаторы.
 
По их мнению, советская пропагандистская система навязывала визуальный образ “далекого и чуждого нам Запада, растленного и буржуазного”. “Давайте смотреть. Смотреть с жадностью, со злостью или радостью, но только не равнодушно. И перед нами распахнется целостная картина нашей реальности”, – призывают организаторы.

Какова же эта действительность?

Первая географическая карта Великого княжества Литовского, иными словами самая старая карта Беларуси, датируется 1595 годом и называется лаконично – “Литва“. Ее издатель знаменитый фламандский картограф, основоположник современной картографии – Герхард Меркатор. Судя по ней, после Люблинской унии 1569 года, положившей начало созданию Речи Посполитой, Литву по-прежнему воспринимали как самостоятельное государство, находящееся в союзе с Королевством Польским.
 
Карта также позволяет прикоснуться к загадке исчезнувшего легендарного Сарматского озера-моря, о котором писал еще древнегреческий историк Геродот. Это огромное озеро чуть ниже Волковыска на территории современного заболоченного Полесья, которое также принято называть морем Геродота, присутствует и на средневековых картах. На Полесье еще в XIX веке бытовало устное предание, будто некогда Черное море достигало Пинска и отступило только тогда, когда некий князь киевский раскопал горы.

Важную роль в самоидентификации белорусов играет оригинальная карта ВКЛ, созданная руками не зарубежных, а отечественных картографов. В 1613 году такая карта была отпечатана в Амстердаме известным издателем Виллемом Янсзоном Блау по заказу Николая Радзивилла по прозвищу Сиротка. Именно при нем начались невиданные до того по масштабу топографические и гидрографические исследования на землях ВКЛ.
 
Радзивилловская карта считается одной из лучших географических карт XVII века в Европе благодаря своей точности и художественному исполнению. Она включалась в многочисленные атласы, и ее копировали последующие 150 лет. 

Будучи большим патриотом Великого княжества и противником перехода земель Литвы в состав Польского королевства, Радзивилл обозначил на карте две границы ВКЛ – до Люблинской унии и после нее. Кроме того, на карте отражены ключевые военные события с их эмоциональной оценкой самого князя Радзивилла Сиротки. К примеру, можно узнать о битве пятитысячного войска ВКЛ под командованием гетмана Николая Радзивилла (Рыжего) у реки Улла, где в 1564 году им было наголову разбито тридцатитысячное войско московитов под командованием Шуйского.
 
Эта карта является первым картографическим источником, где использовано название Украина, что делает ее бесценной и для наших южных соседей. Позднее эта карта входила в “Театр Мира, или новый Атлас карт с описанием всех регионов под редакцией Виллема и Иогана Блау” и издавалась в Амстердаме. Атласы издательского дома Блау считались одними из лучших в Европе и пользовались колоссальным успехом. Сейчас издание хранится в Британской библиотеке в Лондоне.
 
ВКЛ в картах Речи Посполитой

В 1570 году знаменитый фламандский картограф Абрахам Ортелиус составил и издал в Антверпене первый в мире атлас, который назвал “Зрелище шара земного”, где были собраны карты всех известных на тот момент частей света. Под номером 44 была и карта Литвы – первая максимально точная на то время. В ней отражены все крупные города ВКЛ, множество географических названий рек и озер, а также указаны границы, хоть и очень схематично, некоторых княжеств и земель. Несмотря на множество ошибок в географических названиях, их написание соответствует белорусскому произношению с транслитерацией на латынь.
 
В более поздней карте, созданной французским картографом Николя Сансоном де Аббевилем, названия также давались в их белорусском произношении с транслитерацией на латынь. Например, Medniki, Minski Horodzysche, Niemen, Narocz, Retrow, Lubniki. На этой карте граница Литвы и Белой Руси лежит к востоку от Мстиславльских, Черниговских и Витебских земель. То есть, под Белой Русью подразумеваются земли, расположенные на востоке от сегодняшних границ Беларуси, захваченные московитами у литвинов в начале XVI века.
 
ВКЛ в картах Европы

В неаполитанской “Карте современной Евр[опейской] Сарматии или Венгрии, Польши, Руси, Пруссии и Валахии”, изданной в 1507 году, впервые в истории употребляются географические названия Polonia и Lithuania в заголовке карт. Кроме того, впервые в топонимике Литвы появляются названия рек Вилия, Неман, Буг, городов Медники (Myednyky) – летняя резиденция литовских князей, Троки (Troky). На карте зафиксировано исконно белорусское написание латиницей географических названий Wilno, Grodno, Kofno, Lyda, Brestze. Эта карта является наследницей птолемеевской, античной традиции, а в эпоху поздней античности греки и римляне называли Сарматией земли Восточной Европы, а их жителей сарматами.
 
“Карту моря и описание северных земель и их чудес, старательно выполненных в год Господа нашего 1539 в Венеции”создал шведский священник Олаф Магнус на основе своих путевых заметок и зарисовок с натуры. К примеру, есть миниатюра, в деталях изображающая, как медведи добывали в наших лесах мед диких пчел, чем автор подчеркнул изобилие этих мест. Карта является дополнительным аргументом считать, что “Белой Русью” в то время называли именно Московию, а “Черной Русью” называли земли Псковщины, частично принадлежавшие ВКЛ. Белая Русь находится в самом верху фрагмента на территории нынешней Ленинградской области.

“Карта моря и описание северных земель и их чудес, старательно выполненных в год Господа нашего 1539 в Венеции”.

Любопытным для определения отношения Европы к Литве можно считать антропоморфные (аллегорические) карты. Такие карты вошли в моду во второй половине XVI века и считаются прообразом политических карт. Одна из первых таких карт – “Королева Европа” (карта Европы в виде женской фигуры). Размещение стран на теле женщины носило символичный характер. К примеру, Турция – враг Священной Римской империи – вообще не попала на карту. На уровне сердца женщины размещена Богемия – родина Папы Римского того периода.

Карта “Королева Европа”

Конкретно для белорусов важным является тот факт, что Литва в видении автора, а значит, и христианских правителей, воспринималась неотъемлемой частью тела Европы. Этого не удостоились, например, Англия и “пораженная ересью” Скандинавия. Более того, в аллегорическом смысле Литва, как и Польша, Ливония, Венгрия, представлены ногами континента, на которых стоит вся Европа. Положение вне тела у ног Европы заняли азиатские Московия, Скифия и Тартария, находящиеся на одном уровне с захваченными Османской империей Грецией и Болгарией.
 
Карту “Европа, новое описание Виллема Блау” 1650 года по бокам обрамляют гравюры, виртуозно описывающие традиционные костюмы знатного сословия европейских народов. Среди них есть и фрагмент шляхетской культуры Речи Посполитой. Однако карта оставляет много загадок. По версии автора, границы Литвы достигли Черного моря, что не соответствовало действительности. Трудно представить, что такой опытный и авторитетный картограф, как Виллем Блау допустил ошибку, “вернув” ВКЛ утерянные южные земли. Тем более что годами ранее он издал радзивилловскую карту и как никто другой из европейских картографов владел самой точной информацией по политическим границам Великого княжества. Автор прекрасно знал о претензиях ВКЛ на эти земли в лице его крупнейших магнатов, и в частности – Николая Радзивилла. Допущенная им “ошибка” может свидетельствовать о том, что автор разделял взгляды на историческую справедливость правителей Литвы. Это может быть также благодарностью заказчику карты с надеждой на возможное сотрудничество в будущем.
 
ВКЛ на старинных картах мира

Ценнейший и самый крупный исторический артефакт средневековой картографии, дошедший до наших дней, – Эбсторфская карта мира – относится предположительно к 1290 году. В ней встречается едва ли не первое картографическое изображение таких топонимов, как Полоцк (Plosceke), Смоленск (Smalentike), Неман (Memela), Ливония (Livonie), Рига (Riga). Хотя автор допустил ошибку: Полоцк и Смоленск оказались на одной реке – Двине, и Смоленск оказался ближе к морю, чем в реальности. На одной реке также оказались Новгород и Киев.
 
“Планисфера Фра Мауро” 1450 года – венец средневековой картографии. Земли Великого княжества на карте отображены достаточно подробно: есть основные воднотранспортные артерии страны (Двина, Неман, Днепр) и некоторые дороги, соединяющие города и провинции. В карте соседствуют античные топонимы (Сарматия, Черная Русь, Красная Русь) с современным – Литва. Кроме того, это первая из известных карт, где была обозначена Белая Русь.

“Планисфера Фра Мауро”

Карта мира Клавдия Птоломея 1482 года, автором версии которой является немецкий картограф Николай Герман, содержит ряд ошибок. К примеру, искажены размеры земного шара, что косвенно привело к открытию американского континента. Опираясь именно на карты Птоломея, Христофор Колумб решил плыть в Индию в западном направлении. По Птоломею территорию ВКЛ с юго-запада на северо-восток пересекают мифические Рифейские горы. Согласно древнегреческой мифологии эти горы давали начало всем рекам в Европейской Сарматии, и на них располагалось жилище северного ветра Борея. 

Тэмы: