Специалист-профессионал: от концепции к реализации новых образовательных технологий

Светлана Мацкевич

Тэзісы да канферэнцыі Лятучага ўніверсітэта, 2014

Аспекты специализации и профессионализма я буду рассматривать, учитывая несколько аспектов: теоретические, политические, технологические и социальные.

Еще в начале 90-х годов в теории профессиональной педагогики начали пересматриваться представления о качественных характеристиках выпускников учебных заведений в контексте новых вызов времени и социальных перемен. Формирование новых целей образования происходило в логике «от перемен в социуме к переменам в образовании» или «от требований общества к новым качествам человека». Такой принцип формирования новых целей образования уже на стадии замысла и проектирования закладывал постоянное отставание системы образования и квалификаций от социальных  и технологических процессов. Рефлексивное и методологическое отношение к способам проектирования систем образования фактически задало иной принцип формирования целей образования – опережающий, когда педагогические системы рассматриваются как «машины по выращиванию новых человеческих качеств» (человеческого потенциала, человеческого ресурса), делающие это в более ускоренном от динамичных социальных систем режиме. Предназначение нового человеческого потенциала состоит, скорее, не в адаптации и постоянной подгонке под сложившийся социум, а в рефлексивном отношении к нему, продуцировании новых идей, конструктивном воздействии и преобразовании социально-деятельностных отношений. Следует отметить, что такая постановка проектной задачи образования могла исходить только от субъекта, претендующего на позицию «правящего класса», или политическую, реформаторскую позицию.

В рамках задуманной программы реформы образования в 90-е годы были сформулированы новые представления о специалисте и профессионале (методологический семинар РИПО, А.Лашук, В. Мацкевич, С.Крупник). Модель специалиста рассматривалась как набор определенных квалификаций и способностей по воздействию и оперированию с определенным типом объектов. Впоследствии в  системе Болонского процесса эти качества стали называть компетенциями. В профессиональной педагогике это формулировалось как способы деятельности. Модель профессионала рассматривалась в более широком социальном и мыслительном контексте. К профессионалу выставлялись требования не только владения некоторым набором способов деятельности,  а обязательного включения в процессы коллективного профессионального мышления и межпрофессиональной коммуникации. Такие представления о специалисте и профессионале существенно расходились от устоявшихся стандартов советской педагогики и в 90- е годы и подчас трактовались как радикальные и утопические. 

Одновременно с проектированием целей образования и представлений о специалисте и профессионале шла разработка моделей новых технологий образования, процессов образования, типологии учебных заведений и программ реформирования.Так, наиболее конструктивной в технологическом и программном смысле, была представлена концепция пяти образовательных процессов: подготовки, образования, обучения, воспитания и обеспечения грамотности.   Имеющийся и сохранившийся набор онтологических представлений, концепций об Ином образовании, как мне кажется, до сих пор остался нереализованным. Однако  до сих пор позволяет анализировать и «схватывать» динамику  реально разворачивающихся  образовательных процессов и их комбинации, которые происходят как на уровне отдельно взятого учебного заведения, так и на уровне всей страны, региона или инновационного проекта.  Например, основываясь на схеме пяти базовых процессов, можно задаваться следующими вопросами (применительно  к проекту Летучего университета): каковы образовательные цели Летучего университета? Эти цели являются образовательными или подготовительными, или просветительскими? Летучий университет готовит профессионалов или специалистов? Летучий университет ликвидирует политическую, гуманитарную безграмотность студентов или нет? Если Летучий университет – это гуманитарно- технологический процесс, то виден ли конец? Какое новое качество человеческого ресурса продуцирует ЛУ? Какой основной процесс протекает в ЛУ? Летучий университет осуществляет воспитание? Результаты Летучего университета будут «употребляться» обществом или нет?

Такая цепочка может быть продолжена до бесконечности.  И важен сейчас не столько ответ, сколько сам факт постановки этих вопросов и попытки на них ответить. КТО будет отвечать на данные вопросы? Кто ДОЛЖЕН на них отвечать? Схемы, концепции, представления есть, но сформирован ли субъект (персонаж), способный отвечать на данные вопросы?

Летучий университет сейчас можно рассматривать как особую социальную среду, в которой реально зарождается новый тип современного образования и современной субъектности. Фактически через попытку создания нового университета в Беларуси можно констатировать конец эпохи авторитарного стандартного образования и начало эпохи гуманитарного СО-вместного образования в условиях массовости и индивидуализации.  Зарождение новой образовательной эпохи отменяет существование прежней, делает старой даже ту Школу, которая еще вчера называлась  инновационной, открытой, рыночной, деятельностной, технологичной (супермаркетной).

Новая эпоха образования начинает разворачиваться на совершенно других принципах и в других условиях: опережения, субсидиарности,  относительного равноправия в системе разноуровнего, многопредметного знания или, наоборот, полного незнания;отмены норм и стандартов.

Зафиксируем некоторые элементы технологии «нового» образования:

 

Что является началом образовательного процесса?

Что является качественным продолжением образовательного процесса

Что является результатом образования

Участники образовательного процесса

Самоопределение студента и педагога(ов)

Формирование самоопределения (если такого не было в начале), перевод самоопределения в само -образование в само –существование

 

Способность самостоятельно действовать, рефлексировать, включаться в коллективные формы мышления

 

Динамика содержания

Четкое понимание всеми участниками процесса целей образования

 

«Вброс» содержания образования, завязанного на ход образовательного процесса (знание, деятельностная- этическая позиция педагога, социальные отношения в образовательной среде и т.д.)

 

Обновление знания (способа деятельности или мышления), порождение нового знания, зафиксированного в тексте и включенного в трансляцию

 

Основное внутреннее условие, форма

Договор о правилах «образовательной игры», понимание границ правомерности

Совместная и индивидуальная  рефлексия процесса

 

Выполнение правил образовательного договора или изменение этих правил

 

Внешний социальный фон

Социальные условия (противоречивость, некомфортность, рассинхронизация существования)

Установление иных норм социальных отношений. Если опережающее образование, то нормы должны быть другими, чем уже установленные во внешней среде образования

 

Формирование «иной» социальной среды в образовательной системе, смена социальных статусов и отношений.

 

 

В соответствии с возникающими новыми тенденциями в понимании и организации образования как «живых машин мышления» представление о профессионализме актуализируется и расширяется.  Профессионалом становится тот субъект, который способен включиться  в игру как на внутреннем поле университета, так и на  внешнем. Включиться в игру, изменяя тип социальных отношений и вбрасывая в массовое сознание новое содержание, новые образцы жизнедеятельности.

Фактически мы сталкиваемся с ситуацией, когда еще не решена задача по подготовке профессионалов и специалистов, поставленная в 90-е годы, а университет уже должен принимать новые вызовы и решать задачи по подготовке профессионалов другого типа.