10-13 октября прошла арт-лаборатория Летучего университета “Homo[im]perfect: исследование границ, практики, права“, посвященная социальным и культурным последствиям технологических инноваций в медицине и биологии.
На арт-лаборатории мы собрали представителей самых разных профессий и сфер деятельности: медиков, философов, социологов, юристов, общественных активистов, и, конечно, художников, арт-активистов, людей театра. Замысел состоял в том, чтобы погрузившись в актуальные вопросы био- медицинской этики, определить те из них, которые сегодня важно вынести в беларусское публичное дискуссионное пространство. Причем в отличие от традиционной сосредоточенности Летучего университета на интеллектуальной проработке обнаруженных проблем, в этот раз было решено поискать возможности развернуть разговор с помощью языка искусства.
По теме: Курс “Открытые проблемы и парадоксы биоэтики” Татьяна Мишаткиной на дистанционной платформе Летучего университета
Сложно описать ход творческого процесса и возникновение идей и образов в лаборатории. Мы исследовали разные ситуации, в которых чувствуются и понимаются противоречия или нарушения привычного хода вещей. Искали то, что задевает и включает рефлексию этических норм и границ, правовых ограничений и общественных установок.
В ходе работы выкристаллизовалась несколько тем, которые выводят нас на проблематизацию общественных установлений и социальных отношений этического, культурного и правового характера.
Во-первых, отмечалась подвижность границы между тем, что мы считаем «естественным» (природным, натуральным и даже сакральным, божественным замыслом) и «неестественным» (вторгающимся в природу, нарушающим). Исторически эта граница постоянно сдвигается каждым новым витком развития технологий. И каждый такой сдвиг переживается и осмысляется как граница между «человеческим» и «не(сверх)человеческим». В индивидуальном переживании и общественной коммуникации это звучит как вопрос – «не переходим ли мы грань человеческого?» или «где мы переходим грань?». Этот вопрос проявляется не столько осмысленным и рациональным образом, сколько чувствуется через страх, тревоги, неприятие, актуализацию стереотипов и т.д.. Это вопрос самопонимания, который отталкиваясь от интуитивного чувства нарушения этической и культурной нормы, может быть переведен как в область философской рефлексии, так и разумного переустановления границ.
Вторая тема, сосредоточена на категории «автономии личности» и того, что с ней происходит, когда мы сталкиваемся с новыми технологиями. В ходе лаборатории стало понятно, что автономию следует рассматривать не как статичное свойство (которое можно нарушить или на которое можно посягнуть технологическими решениями), а как процесс. Автономия, как мера субъектности, ответственности и достоинства – это то, что устанавливается в отношениях между человеком и другим человеком, институтами, группами. Установление автономии затрагивает также осознание или переосмысление собственного тела, присвоенных ценностях, норм и представлений о себе и о мире. Отдельным вопросом в контексте «автономии» становится вопрос о том, нарушается ли автономия человека, когда мы вмешиваемся в его физические характеристики еще до его рождения.
Третья тема связана с установлением и переустановлением отношений между людьми, когда кто-то принимает решение использовать новые медицинские возможности. Решение человека о том, что ему делать со своим телом и жизнью, не только ставят перед ним сложные вопросы сами по себе (цена вопроса, риски, последствия и т.д.). Они задевают и других людей – близких, родных. Здесь права и автономия одного человека сталкиваются с правами и автономией Другого или других людей. Автономия одного человека может входить в противоречие с правами и идентичностью (автономией) культурных, социальных групп, сообществ. Сегодня также расширяются не только возможности собственного усовершенствования, но и существенно увеличивается возможность знать о своем теле, прогнозировать его возможное развитие, формировать будущие изменения. Статус этих знаний остается не всегда однозначным, но они уже становятся основанием коллизий и сложно разрешимых вопросов в отношениях в семье, между близкими и т.д..
По теме: Татьяна Щитцова “Моральная эвристика биотехнологического развития”
Еще одна значимая тема – это актуализация «нормы» в отношении как телесных, физиологических, так и психических и культурных характеристик. Во-первых, расширение медицинских возможностей как расширяет трактовку нормы, так и способствует тому, чтобы «приводить» наши особенности к медицинской норме. Потенциал в изменении внешних и психологических качеств человека может, с одной стороны, увеличить разнообразие в восприятии “нормальности”, а с другой, свернуть всё к достижимой и единственной норме. Во-вторых, актуализируется вопрос восприятия смерти как неотъемлемый части человеческой жизни. Ведь стремление к совершенству не только нацелено на улучшение качества жизни, но и “уводит” от неприятных размышлений об окончании жизни, предлагая новые и новые возможности ее продления.
Власть, компетенция и ответственность – также составляют круг вопросов, которые требуют рефлексии и переосмысления в связи с интенсивным развитием технологий. С одной стороны, в нашей стране основные медицинские практики и поведение двух сторон (врач – пациент) по-прежнему чаще всего строится в патерналистских традициях. С другой стороны, развитие технологий предполагает перенос всё большей доли ответственности за решения на «пациента». Расширяется объем доступного знания и принцип «информированного согласия» требует от пациента вникнуть и разобраться в том, какие риски он может принять, а какие нет. Зачастую пациент не имеет возможности справиться с решением, как в силу своей компетенции, так и в силу привычки переноса ответственности и большего доверия врачу. И здесь актуальным становится вопрос о том, как происходит принятие решений, на чем оно основано. В первую очередь речь заходит о знаниях, которые, тем не менее, всегда будут недостаточны и здесь необходим элемент определенного смирения перед невозможностью всезнания. Однако, не менее значимую роль в решении играют воля, чувства и самоопределение – не рациональные и знаньевые компоненты.
Неожиданным стало обнаружение темы «цифрового измерения» человека – его современное существование в виде данных не только об различных физиологических и медицинских особенностях, но и данных, по которым возможно восстановить его социальный облик. Можно говорить, что это измерение становиться еще одним, рядом с традиционными – телесным и духовным. Новое измерение пока с трудом укладывается в наше сознание и в еще меньшей мере обеспечено правовыми и социальными процедурами.
Отдельный акцент в обсуждениях был сделан на необходимом «этическом усилии», которое необходимо в проблемных ситуациях, связанных с био и медицинскими технологиями. Если в обычной ситуации мы прибегаем к моральным решениям, построенным на уже сформированных представлениях о добре, зле, пользе, норме и т.д.. Эти решения возникают без специальных раздумий и особых усилий, так как укоренены в установках. То в случае инноваций и проблематизации границ, норм, оценок, требуется специальное «этическое усилие». А именно переход в пространство рефлексии категорий и оценок, норм и границ, представлений о мире, человеке, субъектности. Усилие также связано и с диалогом, установлением в нем новых оснований (временных) для моральных оценок и решений, который осуществляются в актуальных ситуациях выбора.
Поднятые вопросы вдохновили участников на несколько арт-проектов, которые будут создавать пространство для разговора о проблемах, которые существуют не где-то в лабораториях и кабинетах, а уже в нашей жизни и наших отношениях.
Проекты уже запущены в работу, и мы скоро будем рассказывать о их развитии и представлении на публике.
По теме: Андрэй Вітушка, Мікалай Галабародзька “Тэхналогіі ў медыцыне: выклік каштоўнасцям, стасункам і этыцы”