Когда белорусы станут «цифровыми аборигенами»

28 лістапада 2014

Фото Вадима Можейко

Вадим Можейко, Завтра твоей страны

26 ноября в галерее «Ў» состоялась открытая лекция медиаэксперта Павлюка Быковского «Изменения моделей медиапотребления и вызовы традиционной журналистике», организованная Международным консорциумом «ЕвроБеларусь», Летучим университетом и «Беларусским журналом» в рамках серии «Главный вопрос».

 До 2017 – кризис. А потом еще хуже?

Традиционные печтаные СМИ ждут нелегкие времена во всем мире – по прогнозам, приведенным экспертом, газетный кризис протянется минимум до 2017 года.

—А дальше будет еше хуже, — предсказывает Павлюк Быковский.

Ведь ожидания, что с 2013 по 2017 года доходы от выпуска газет сократятся на 5%, а от рекламы в них – на 7.8%, на сегодняшний день уже сбылись и даже «перевыполнены». В таких условиях роль печатной прессы выглядит трагической – без перемен и адаптации к новым условиям рынка ей просто грозит смерть.

С этим можно бороться разными путями. Жалко, когда закрытие грозит газетам, издающимся столетиями, отмечает Быковский. В таких услвоиях иногда можно рассчитывать на поддержку государства – как, например, во Франции. Очевидно, что белорусской независимой прессе ждать финансовой помощи от своего государства не приходится. А вот другой варинт – внутренние реформы, изменение стартегии работы в соответствии с новой медиасферой – вполне может им пригодиться.

—Раньше “Ньюсуик” выходил только на бумаге, теперь – только на сайте, — констатирует медиаэксперт.

История этого американского еженедельного журнала хорошо иллюстрирует, как от популярности можно скатиться к убыткам, если не меняться в соответствии с эпохой, и наоборот – как можно возродиться, если адаптироваться к новым реалиям.

В Беларуси интересный и в чем-то схожий пример – «Наша ніва», сумевшая из более чем архаичной формы (как-никак первая белорусская газета, 1906 год) превратиться в самый популярный в мире интернет-сайт на белорусском языке.

Как не утонуть в море информации

Проблемы, с которыми сталкиваются СМИ, отражаются и на читателях. Новая медиасреда, которая подарила нам огромное право выбора, одновременно с этим ставит пользователей перед новыми вызовами и рисками.

С одной стороны, это та лавина информации, которая обрушивается на потребителя. Если ранее скорее стояла задача найти доступ к новой информации, то теперь ее, напротив, оказывается слишком много. Быковский вспоминает времена, когда было лишь несколько каналов радио и телевидения. Теперь же их сотни и тысячи, и перед пользователем встает проблема выбора тех, которым можно доверять.

«Люди готовы платить за авторитет тех редакторов, чья фильтрующая точка зрения кажется наиболее адекватной», — приводит Павлюк Быковский цитату Джона Барлоу из Electronic Frontier Foundation.

Сегодня любому человеку доступно множество источников информации – традиционные СМИ и их интернет-версии, интернет-СМИ, блоговые платформы, социальные сети, аудиоподкасты и прямые видеотрансляции… Среди всего этого легко потеряться, а вот найти по-настоящему профессиональную, качественную, правдивую информацию становится все сложнее.

Как найти в новостях правду

 

Оазис или гетто?

С другой стороны, есть и прямо противоположная проблема: риск замкнуться в своем внутреннем мире и узком круге общения. Как отмечает Павлюк Быковский, если при чтении традиционной газеты человек невольно расширял свой кругозор, цепляясь взглядом за соседние статьи на странице, то сегодня люди всt чаще заходят на новостные сайты по прямым поисковым ссылкам. Со стороны СМИ это проблема зацепить читателя дополнительным материалом, а для пользователя – консервация узкого взгляда на мир.

Также Павлюк Быковский выделяет проблему чтения сугубо тех новостей, которые публикуют друзья в соцсетях и которые пользователь видит в своей социальной новостной ленте. Со стороны это может выглядеть как оазис, возможность избавиться от всего ненужного и неинтересного, но при это возникает риск отрыва от реальности. Человек, который читал только новости от своих друзей, а потом вышел на улицу, может быть шокирован и дезориентирован, «ведь, оказывается, у людей совсем не однозначная позиция – например, по вопросу чей Крым», отмечает Быковский.
Получение новостей через соцсети, при всей своей привлекательности, помимо проблемы «информационного гетто» также таит в себе угрозу непроверенной информации. Публикуя ссылки на то, что точнее отражает их личное мнение, люди часто невольно включаются в распространение уток, фейков и просто пропаганды. То же касается блогосферы и микроблогов, где авторы могут сообщать новости моментально, но при этом редко заботятся о соблюдении журналистских стандартов, включая проверку информации из независимых источников.

В Беларуси все больше интернет-аборигенов, но телевизор пока еще лидирует

Данные социологического исследования, проведенного в этом году группой компаний «Сатио», позволяют оценить, каким образом сегодня белорусы предпочитают получать информацию.

Источник: «Медиакритика»

До сих пор чуть менее 85% белорусов с той или иной периодичностью, но пользуются телевизором как источником информации. Телевидение в Беларуси опережает все остальные медиа как в целом, так и по частоте использования «каждый день» и «несколько раз в неделю» (60.8% и 16.5% соответственно). Само по себе использование телевизора не имеет оценочной окраски (не хорошо и не плохо), однако в условиях телевизионного рынка Беларуси это чаще всего свидетельствует о потреблении государственного контента (причем зачастую российского), в плане новостей далекого от объективности, непредвзятости и альтернативности точек зрения.

На втором месте идет интернет: 41.3% взрослого городского населения Беларуси заходит сюда каждый день, а еще 14.7% – несколько раз в неделю. Гораздо хуже дела у более традиционных СМИ, газет и радио: подавляющее большинство аудитории (59% и 65.7%) вообще ими не пользуется.

Используя терминологию американского педагога Марка Пренски, Павлюк Быковский делит аудиторию медиа на «цифровых аборигенов» (digitalnative) и «цифровых эмигрантов» (digitalimmigrant). К первой группе на данный момент относятся люди до 35 лет, для которых распространение интернет-технологий, цифровых устройств и новых медиа было не революцией, а естественным процессом. Для их детей всё это еще ближе, а традиционные СМИ скорее выглядят как бабушкины реликты. А «цифровые эмигранты» – это те, кто вынужден прикладывать усилия, чтобы попасть в мир новых технологий и стать, к примеру, постоянным потребителем онлайн-медиа.

Просмотр статистики о том, сколько людей какого возраста в Беларуси используют интернет, позволяет оценить справедливость такого деления:

Источник: «Медиакритика»

С возрастом респондентов резко возрастает уровень «нецифровых людей», которые в принципе не пользуются интернетом. В группе от 61 года таких предсказуемо больше всего, около 85% (интересное сходство с долей тех, кто все еще пользуется телевизором).

Аудитория новых медиа растет естественным путем

В исторической перспективе очевидно лишь нарастание кризиса традиционных медиа и рост популярности новых: это обусловлено естественной сменой поколений, неминуемым исчезновением «нецифровых людей» и «цифровых эмигрантов», ростом группы «цифровых аборигенов» до 100%.

— Уже недолго осталось ждать, когда поколение «цифровых аборигенов» начнет воспитывать внуков и постепенно будет другие поколения, которые сегодня являются основной аудиторией традиционных СМИ, — резюмирует Павлюк Быковский.

Однако с ростом таких тенденций все больше встает вопрос монетизации новых технологий и новых медиа.

— Сделали планшеты, попробовали их монетизировать, получилось не очень; сделали читалки, попробовали их монетизировать, получилось не очень, — иронично характеризует медиаэксперт такие попытки.

Насколько вообще реально в условиях Беларуси выстроить модель нового медиа, которое будет монетизироваться за счет своих пользователей (зрителей, читателей); есть ли у такого подхода перспектива? Отвечая на этот вопрос, Павлюк Быковский отметил, что зачастую монетизируемой может быть не сама услуга, но некие ее дополнительные составляющие.

—Сегодня люди не платят за мультфильмы, которые ребенок смотрит на планшете, но  существуют специальные программы, которые позволяют собрать эти данные и тут же предложить купить соответствующие мультфильму игрушки, одежду, — приводит пример Быковский.

Что же касается готовности пользователей платить за контент в интернете, то медиаэксперт напомнил про выручку от «танчиков» (минская компания Wargaming.net, наиболее известная по своей игре World ofTanks), превысившую выручку от белорусского кинопроката.

Так что подрастающее поколение в Беларуси в принципе готово к финансовым затратам за онлайн-сервисы. Похоже, лишь вопрос времени, когда их интерес переключится с виртуальных танковых баталий на потребление информации о реальной жизни из онлайн-медиа.

Падзеі:
Тэмы: