Иван Веденин: Как научиться видеть будущее?

19 мая 2017

10-14 мая 2017 г.  Летучий университет провел организационно-деятельностную игру на тему: «Университет и инфраструктура инноваций». Впервые в роли  руководителя ОДИ выступил креативный директор Talaka.by, выпускник Методологической школы магистров игры  “Летучего” Иван Веденин. Своими впечатлениями он поделился со Службой информации «ЕвроБеларуси».

«Путь к игре» для Ивана начался в 2011 году, когда он пришел в Летучий университет на курс философа и методолога Владимира Мацкевича по введению в системный подход. Пройдя курс, понял: хочет развиваться в этом направлении дальше и взялся за изучение предложенной литературы. Среди неё оказалась книжка об организационно-деятельностных играх, написанная учениками Владимира Мацкевича — Андреем Егоровым и Татьяной Водолажской.

«Прочитав ее, я подумал, что, если все написанное — правда, то технология оргдеятельностных игр — это что-то невероятное, что может «решать нерешаемые проблемы», — делится Иван.

Появилось желание попасть на ОДИ и увидеть все своими глазами. Но сделать это было не так-то просто, потому что руководители сами отбирают людей, необходимых для игры. Поэтому Иван решил войти в ряды персонала игры — стать игротехником, в чьи обязанности входит помощь руководителям и организация работы в группах.

«Первая игра, на которую я попал, была посвящена теме управления Университетом. В качестве игротехника я отчасти провалил свою миссию, хоть, конечно, старался. Но после игры я понял, что должен быть студентом Летучего университета, студентом, которым не был в годы учебы. Поскольку, согласно тезису Владимира Мацкевича, университетов у нас нет, то и студентов тоже нет. А кто же тогда те люди, которые учатся в вузах? А это такие «школьники-переростки», которые руководствуются абсолютно школьной парадигмой: ходят на занятия или прогуливают их, думают, что настоящая жизнь начнется после учебы, и не имеют никакого самоуправления.

Позже было еще одно участие в ОДИ и амбиции самому стать руководителем. К этой цели Иван шел пять лет, и завершающим этапом стало поступление в Методологическую школу магистров игры Летучего университета. В ее рамках необходимо было выбрать проблему, которой хотелось бы заниматься, и продемонстрировать способ работы с ней. “Презентация” была возможна в двух видах: доклад на методологическои семинаре и, собственно, игра. Иван начал готовиться ко второму:

«Я должен был рассматривать все университетское сообщество в качестве коллективного заказчика и «выцепить» суть заказа, который каждый формировал по-своему. В итоге он был определен следующим образом: игра должна стать для Летучего университета способом выйти во внешний мир».

Но кроме этого необходимо было найти такую актуальную для внешнего мира тему, чтобы он «захотел поиграть» в нее с Летучим и решать какую-то общую проблему. Такой темой стали инновации — в общественной жизни, образовании, медиа и коммуникации и техносфере:

«Летучему университету нужна стратегия развития. Проектирование стратегии устойчивой коммуникации Летучего с другими субъектами было вынесено в качестве основной задачи игры».

Все участники разбились на шесть групп (инновации в техносфере, в общественной жизни, в медиа и коммуникации, образовании, экономический подход к инновациям и философско-методологический), каждая из них делала ходы, запрограммированные игрой:

«Вначале оценивается ситуация, потом определяется образ желаемого будущего (целеполагание), затем выявляются проблемы и препятствия на пути достижения целей и только тогда запускается основной рабочий процесс (в данном случае — проектирование стратегии развития Летучего университета)», — поясняет Иван.

Старт ОДИ дает установочный доклад, который «вбрасывает» тему и является отправной точкой для игроков:

«Самой «передовой» группой в игре стала та, что представляла инновации в техносфере, они называли себя технократами. Люди в ней говорили, что с помощью инноваций собираются управлять миром, делая то, что им интересно и что приносит деньги, особо не думая о последствиях. И когда об этом заявили, все всполошились и вырисовалась немного искусственная оппозиция «технарей» и «гуманитариев». Основной нерв игры разворачивался на этом противостоянии. Но параллельно развивались и другие интересные процессы. Например, к концу игры группа, относящаяся к образованию, пришла к тому, что эта сфера должна претендовать на управление всеми процессами в обществе. Но, поскольку наша образовательная система вместо того, чтобы опережать современность, застряла в прошлом, никто не знает, как решить эту задачу и насытить общество людьми, мыслящими категориями будущего».

Игра заставляет посмотреть на вещи по-новому, признается Иван:

«Если принять то, что игра имитирует реальность, мы встретили на ней тех, от кого зависит наше будущее — т.н. технократов. Хотим мы того или нет, они — та сила, которая будет определять, в каком мире нам жить. Но я бы не противопоставлял их гуманитариям, ведь, по большому счету, любой, кто берется управлять чем-либо, обязан быть гуманитарием. Установка на внедрение инноваций, не задумываясь о последствиях, сейчас сильно преобладает. Это может предвещать гуманитарную катастрофу, и это совсем не про экологию. Над вопросом, что будет делать человек в технологизированном мире, технократы особо не задумываются. На игре это очень впечатлило людей, которые занимаются социальными проблемами и сохранением «человечности» человека.

Кроме представления будущего игра позволяет ясно увидеть, что человеку в себе еще необходимо развивать, а также его сильные стороны. В игре бывают свои кризисы и взлеты — в общем, все, как в жизни. И также серьезно:

«Цель оргдеятельностной игры — вывести всех участников на самый высокий уровень мышления. У нас была метафора: «человек с ведром на голове», от которого все отскакивает. И снятие ведра с головы — это задача для организатора и личностный рост для участников. У кого-то это получилось, у кого-то — нет».

В конце ОДИ было предложено несколько стратегических направлений для развития Летучего университета. Очевидно, что для влияния на процессы в стране Летучий должен выйти на новый уровень, сменив масштаб на, как минимум, региональный. Сделать это можно с помощью инноваций, занимаясь темами, актуальными во всем мире, и с этой позиции глобальной перспективы нужно смотреть на Беларусь.

“Летучий” рекомендует по теме:

Владимир Мацкевич. Об Игре по разработке интерфейсов коммуникации в инновационных процессах